Вывод, к которому я пришёл спустя 6 лет работы со звуком
10.02.2012Сегодня мне один парень написал забавное сообщение:
"привет Вова
а вот я смотрел твой видеоурок уже раза три наверне и ты говоришь "ну вот тут сделаем так , а тут так пока пойдет"
как стаким похуистическим отношением можно достичь такого мастерства с сведении?"
Оно настолько же забавное, насколько и серьёзное. Суть человек ухватил совершенно верно. Казалось бы, если я взялся учить людей, то фразочки типа "А зачем эти ручки - я сам не знаю, просто не будем их трогать" - неприемлемая безответственная хуйня. Однако в этом есть глубокий смысл, как в дзене.
Я давно хотел высказаться на эту тему, и это сообщение послужило последней каплей. Я размышлял об этом в История одного убийцы. Насколько музыкант должен быть звукорежиссёром? Каков идеальный баланс?
Я не стремлюсь к идеальному сферическому качеству в ваууме. Мне похуй на тёплый ламповый звук. Я не разбираюсь в преампах, микрофонах, звуковых картах и прочем железе. Все эти железки для меня - как китайцы - все на одно лицо, и единственный критерий, по которому я ориентируюсь, это цена. Чем дороже - тем лучше, причём, скорее всего, разницу я не услышу, а буду просто верить. Почему такое похуистичное отношение?
Потому что для меня главное - материал. Можете считать это моим главным секретом. Правильно написанный материал исполняется на отлично практически сам собой. Без усилий. Это касается, например, отсутствия у меня в тексте ошибок вроде "Много согласных подряд, которые я не могу выговорить" - этим часто грешат начинающие, которые пишут текст, отталкиваясь не от всех параметров (смысл и звучание), а только от одного. Например, только от смысла. Я же сразу просчитываю, как я буду эту строчку читать, и если я читаю её и слышу, что звучит она дерьмово, я её переписываю тут же, не дожидаясь дня записи, когда я начну записывать и после 10-го тейка пойму, что этот текст мне не по зубам и либо придётся оставить говно, либо нужно в спешке придумывать другие слова.
Очень много времени сливаю на придумывание мелодии припевов. Иногда она придумывается сразу, иногда приходится её изобретать. Но цель всегда у меня одна и та же: мелодия и ритм припева должны пиздато звучать (1) и легко исполняться (2). Если одного из этих пунктов не будет - нахуй такой припев, он только испортит песню и обнулит всю остальную работу. Так же я работаю над смыслом строк, рифмами и так далее - всё это я описал в разделе Как писать песни. В итоге всей этой работы у меня получается песня, которую я могу исполнять одним тейком на концертах и не задыхаться. Естественно, такую песню намного легче записывать, чем когда текст написан без учёта вдохов и исполнитель через каждые 4 строчки задыхается и вынужден писаться тейками.
Поэтому когда я подхожу к микрофону записывать песню, я уверен в материале на 100%, я знаю, что это мне по силам, я знаю каждую ноту припева, я знаю, где мне брать вдохи в куплетах, я знаю, где сложные места по дикции, и так далее. Поэтому же у меня не возникает проблем с кривыми даблами или бэками - я кладу всё почти идеально ровно.
Вот и вся тайна. Правильный подход - вот, что делает мои песни такими, какими вы их знаете. И что я заметил ещё в 2009-м году, когда записывал альбом "В мире животных" - что удачные дубли слышно сразу, без сведения. Даже если они намного тише, чем надо, и половину слов не слышно. Всё равно такую запись хочется слушать. Если припев спет с правильной энергетикой - пусть даже мимо нот или мимо ритма - похуй, он всё равно заставляет качать башкой. И если мне нравится моя запись до сведения, то после она мне будет нравиться ещё больше. Но если она мне не нравится до сведения, то после тоже не будет нравиться. Всё это я проходил тысячи раз. К чему я это?
К тому, что качество вторично. Естественно, даже самый гениальный материал, записанный с шипением и перегрузами, репита удостоен не будет. Разумеется, есть грань. но грань эта перекошена очень сильно в сторону материала, а не качества. Давайте грубо примем, что соотношение важности качества и важности материала - это 1:9.
Напрашивается вопрос "Ну и что?". А то, что это в корне меняет действия тех, кто сам себе звукорежиссёр. Это значит, что 90% времени нужно посвящать прокачиванию скилов, отвечающих за материал, и только 10% времени - на прокачку звукарских скилов. Представьте это конкретно в своей жизни. 9 часов в день вы работаете над развитием своих авторских способностей и только 1 час - над развитием звукарских. 9 часов я читаю книгу Юрия Никитина "Как стать писателем", читаю чьи-то стихи и выписываю интересные ритмические рисунки, образы и рифмы. Я слушаю другую музыку, запоминая ходы для будущих минусов, темы для песен или просто удачные образы, которые отлично подойдут к моим песням. И только час я читаю о том, как работает компрессор, как вырезать шум и как делать финальный микс громче. Почему? Потому что хорошую песню будут слушать на репите даже если микс тихий. А говняную песню не будут слушать, даже если микс громкий.
99% всех, кого мы слушаем, являются нашими кумирами НЕ за качество. Послушайте "Вечного жида" Оксимирона - бешеная перекомпрессия и вообще сведение через жопу по всему альбому. Послушайте Джоннибоя - та же перекомпрессия и никаких сверхъестественных навыков звукаря. Послушайте Нойза - где там космические фишки сведения? Послушайте Эминема. Тоже минимум каких-то немыслимых фишек, да и то, не в самых хитовых песнях. Кстати, об Эминеме. Обратите внимание, что он выжимает максимум из своего голоса, не надеясь на эффекты. Если он кого-то пародирует, то делает это сам. А как делают русские рэпперы?
-Ну давай мы щас меня запишем, а ты потом изменишь мне голос, типа это не я говорю.
И получается полное говно. Почему? Потому что то, что делает Эминем - это смежный навык (смежный с музыкой) - актёрское мастерство. Эминем этому специально учился. Сам учился, не в театрах. Он тратил каждый день время на оттачивание своих навыков. Эминем - это Шварценеггер в рэпе. Шварценеггер качал железо и 7 раз стал мистером Олимпия. Он качал железо каждый день. А Эминем точно так же каждый день фристайлил, читал, писал, записывал и слушал. Все навыки универсальны. Все победители используют один и тот же закон: кто постоянно тренируется - побеждает. Кто не тренируется - не побеждает. То, что делают русские рэпперы - попытка ничего не делать и получить результат. Какие действия - такой и результат. Кстати, это касается и автотюна.
-Давай запишем меня, а ты потом сделай меня, как Ти-Пейна.
Ага. Чтобы звучать, как Ти-Пейн, нужно изначально спеть на 90% так, как ты хочешь, чтобы звучал финальный результат. А автотюн даст только свой фирменный призвук и потюнит голос, не более. Это нужно чётко понимать. Это вообще касается большинства эффектов. Хочешь отпитчить свой голос в южном стиле? Для этого нужно найти подходящую читку. Да-да. Мало просто зачитать своим обычным голосом, а потом просто сделать лоу-питч. Нужно зачитать 10 или 20 дублей разным голосом, потом их отпитчить, и потом выбрать, какой из вариантов лучше питчится. И им перечитать. Это гарантирует качественный результат. А случайные попытки "сделать круто" обычно заканчиваются серой хренью. И это не просто мелкие советы практикующего звукорежиссёра. Это - часть моего подхода.
Следующий момент, тоже концептуальный. 21-й век предъявляет повышенные требования вообще ко всем профессиям. Например, раньше вокалист мог красиво петь, стоя на сцене, и этого было достаточно для абсолютного успеха. Сейчас большего успеха добьётся вокалист, который не только красиво поёт, но ещё и красиво двигается на сцене. А ещё большего достигнет тот, кто ещё может петь на двух или трёх языках. А круче этого тот, кто вдобавок к перечисленному ещё и будет накачан, как мистер Олимпия. Кто больше умеет, тот в итоге побеждает.
Но если танцы и спортивное телосложение на качество песен не влияют, то понимание основ звукорежиссуры - влияет очень сильно. Например, я знаю, какие эффекты я могу повесить на акапеллу, и поэтому ещё при написании текста я продумываю паузы для эффектов. Эти паузы невозможно сделать в записанной акапелле - из песни слОва не выкинешь. Возьмём паузы для дилеев. К примеру, послушайте 3-й куплет моей песни Математик, 2:38, фраза "Я - эхо девяностых". Паузу после этой строчки я осознанно сделал ещё при написании текста, потому что знал, что там будет звучать дилей, и что если там будут какие-то слова, то всё, что я получу - это кашу. Или если я хочу на какую-то фразу повесить какой-то тяжёлый эффект с длинным хвостом реверберации, то чтобы не возникло каши, после этой фразы я обязан предусмотреть паузу - чтобы хвост рассеялся до начала следующей фразы.
Или взять такой нюанс: ввиду своего опыта я при прослушивании минуса (Если его делал не я) сразу оцениваю, сколько в нём есть свободного пространства (для голоса), и сколько дорожек туда можно записать. Есть минуса очень плотно звучащие - туда можно втиснуть только одну дорожку голоса, причём даже бэкам уже места не останется, а если их всё-таки дописать, то получим кашу. А есть минуса очень просторные, куда можно записать основную капу, стерео-бэки (хоть в 5 дорожек), плюс 2 дорожки аиров, и при этом будет слышно каждую из дорожек и каждый инструмент минуса.
Это же "чувство свободного пространства" позволяет не совершать ошибок при написании минусов. У меня часто возникает соблазн напихать 33 инструмента в минус, но буквально уже после 3-го я слышу, что переборщил. Ибо если я к этим 3-м ещё добавлю голос со стерео-бэками, то опять получится полная жопа. То есть, что я имею в виду: мои навыки звукорежиссёра не дают мне совершать ошибки как композитору.
Я считаю, что определённым минимумом знаний и навыков по звукорежиссуре должен владеть КАЖДЫЙ музыкант. И пользоваться Кубейсом тоже должен каждый - благо, это просто, как работать с калькулятором, просто нужно этому научиться. И естественно, не самому пытаться выяснить назначение всех кнопок, а пообщаться со знающим человеком, который, кстати, первым делом объяснит, что из этих тысяч кнопок нужны только 20.
Этот минимум навыков конечен, его можно уложить в несколько уроков, и не нужно тратить годы или даже месяцы на освоение этого. То, что музыканту реально необходимо, осваивается за 2 недели ежедневных целенаправленных занятий. Мне просто жалко время наших русских музыкантов, и поэтому я делюсь своим опытом в форме видеоуроков.
Самообучение - это каменный век. На обучение тому, что я умею, я в целом потратил пять лет. Тогда как сейчас я понимаю, что этому можно научиться за 2 недели. Если хотите окончательно приобщиться к моей биографии, рекомендую послушать песню IntroVert - История одного убийцы.
Звукорежиссура - это просто. Тут не на что тратить годы!
Февраль уж наступил. Так выпьем, Ваня, где же кружка?!
03.02.2012Январь прошёл. Что я сделал в январе для февраля? :)
2 видеоурока по сведению. Считаю, это маловато, в феврале удвою результат, так что всех нас ждут уже 4 урока. Для системы и интереса буду релизить их в конце недели. Первый нас ждёт в воскресенье-понедельник.
2 выступления. Выступления были обычные: куча народа, большинство пришло зачитать свои 2 трека и свалить домой, всем на всех похуй. Проверил, как звучат новые Зима и История убийцы. Что-то не очень звучат. В записи на порядок пёзже. Хотя, может, дело в звуке - ни на одном из двух выступлений звуком я доволен не был. Давно уже пора переходить на следующий уровень - сольные концерты, когда звукарь будет настраивать звук конкретно под меня. Не хочется выступать на мероприятиях подобного уровня, даже пускай меня обычно зовут как спецгостя. Не то. Поэтому не хочется это удваивать, тут цель нужна именно по переходу на следующий уровень. Нужен левелап. А для левелапа нужен материал для сольного выступления. А для материала нужно свободное время, и мы подходим к следующему пункту.
Новая работа. Кто-то из друзей ВК кинул мне ссылку на тему, где Сергей Раскарандаш, владелец студии ЛевПравЗвук, запостил объяву о поиске звукаря. Я в тему отписался, приложив к письму новую версию Истории одного убийцы. Серёга глубоко проникся описанным в песне, мы встретились, пообщались, и я присоединился к его команде. Аура у этого чувака божественная) Когда я прихожу в студию, я чувствую себя лучше, чем дома. И это не удивительно, если учесть что половину января я принимал дома разных людей, как шлюха. Кстати, о шлюхах, советую почитать блог проститутки: http://prostitutka-ket.livejournal.com Для общего развития рекомендуется.
Так вот, кучу времени я слил на эти подработки, и хоть денег они мне принесли, но во-первых, мало, а во-вторых, всё это время я не занимался ничем своим. Сейчас, с новой работой, я постепенно сверну свои домашние услуги вроде записи-сведения и займусь чисто своим творчеством. Теперь я сконцентрируюсь только на одной работе, а остальное время направлю на творчество. Задача на следующий месяц - сделать и выложить 4 новых песни. Это могут быть каверы-хуяверы или мои песни, но их будет 4.
Встретился с Нойзом. Ага. Этот день настал. Мой путь к Нойзу дошёл до первой точки невозврата. Так как Нойз пишется на ЛевПравСтудии и сейчас как раз заканчивает новый альбом, в один из дней мы таки-встретились. Это было неожиданно, и я от растерянности только хихикал, как дебил, и задавал ему те же вопросы, которые постоянно задают мне, и из-за которых я ненавижу людей. Но он был терпелив и ответил на весь мой тупняк.)
Не курил. В декабре я слегка простудился, и курение было одной из причин этого. Болезнь была долгая и паскудная, и ввиду этого мне впервые пришло ощущение, что больше курить я не буду. Вообще никогда. Такого ещё не было ни разу. Я всегда, когда бросал, знал, что через полгода, через год, через десять, я всё равно буду курить. А сейчас я так же знаю, что больше курить я не буду. Никогда. И два выступления, где курило всё, что двигалось, а у меня не возникло ни малейшего рефлекса покурить, - это подтвердили. Но ощущения - дело не постоянное, так что посмотрим, что будет в конце года. Задача на следующий месяц - тоже не курить, тут всё просто.
Снял клип на Зиму. Как и Зрители - сплошная самодеятельность. Но в целом было интересно и весело.) Смонтирую и выложу где-то через неделю. Задача на следующий месяц - снять ещё один клип. На какую песню пока не решил.
Отжимания-подтягивания 30-10. Я поставил цель - к концу года я должен подтягиваться 25 раз и отжиматься 100. В январе я изменил тактику по этим направлениям - я стал отжиматься-подтягиваться каждый день, некоторые дни делая ударными. Но в целом делал это вяло и пару дней назад, проверяя результат, увидел то, что заработал - 10 подтягиваний, 30 отжиманий. И пришла мне логическая мысль. Если через 12 месяцев я хочу достичь результата 25-100, то не получится 11 месяцев сидеть на 10-30, а потом вдруг за один месяц накачаться до 25-100. Результат должен расти равномерно. Поэтому если за этот месяц у меня результат 10-30, то в следующем должно быть что-то вроде 14-40, потом 17-50, 19-60, 21-70, 23-80, 25-90, 26-100. То есть таким вот вялым темпом к сентябрю я достигну того, что мне нужно. Но если я в следующем не возьму 14-40, а всё ещё останусь на 10-30, значит, в остальные месяцы придётся напрягаться сильнее. Логика ясна - легче разбить длинный путь на много коротких участков, чем пытаться преодолеть его сразу целиком. Итак, к 29 февраля я должен взять планку 14-40.
Всё это задачки небольшого масштаба. Главная задача - это сольный концерт. Для него мне пока не хватает пары вещей - треков и известности. И логика говорит, что сначала всё-таки должны быть треки. Так что похоже, это главное, чем я должен заниматься в феврале - писать новые треки.
Окей, шеф, задачу понял, приступаю! :)
P.S. В качестве бонуса дочитавшим вот такой вот кавер, записанный просто от радости, что у меня выдался свободный день:
Лигалайз vs. Eminem
14.01.2012Почему же я не пишу новые песни? Что мне мешает? С каждым подходом к этому вопросу я нахожу всё новые ответы, один другого интереснее. О причинах творческого кризиса я уже готов написать десятикилограммовый фолиант. Последний из ответов звучит так: люди пишут тогда, когда не могут не писать. А когда они могут не писать - они перестают писать. Это вопрос мотивации. Я не пишу, потому что я не хочу писать. Я не пишу, потому что я могу не писать. И это одна из самых страшных ям, в которые может провалиться человек. Когда ты что-то хочешь - путь даже самое невозможное - скорее всего, ты когда-нибудь найдёшь способ это получить. Но если ты ничего не хочешь, то ты ничего не получишь. Никогда. Ты вообще не сдвинешься с места и будешь врастать в свой день сурка, и тебя не спасёт ни грянувший гром, ни рак на горе. Рак обсвистится, сорвёт голос, но на тебя это никак не повлияет. Это - отсутствие желаний. Это - зима.
Всем знакома фраза "Я пишу, потому что не могу не писать" - кто её только не говорил. Началось это давно, и впервые я эту цитату прочитал в книге Чезаре Ломброзо - "Гениальность и помешательство", где одной из общих черт гениев и помешанных была черта "не могу не творить" - художники не могли не рисовать, поэты не могли не рифмовать, певцы не могли не петь. Им эти процессы были необходимы, как дыхание. Именно процессы, а не результаты; результаты были для них вторичны.
Я помню, когда в 2006-м начинал читать и писать, я помню этот азарт. Я помню то чувство "не могу не писать". С возрастом это проходит, и именно поэтому я столь регулярно обращаю внимание всех на то, что всё, что вы делаете, нужно делать быстро. Нельзя тянуть и откладывать - пройдёт пара лет и всё то, чем вы занимаетесь сейчас, может стать, и скорее всего, станет для вас чем-то неинтересным.
Меня регулярно просят рассказать упражнения для развития вокала. Точно так же 5 лет назад, когда мне был 21 год, я писал вокалистам и просил мне рассказать, как они развили голос. Кто-то пытался объяснить, кто-то пересказывал слова своих преподавателей, а один раз мне просто кинули аудиофайл с распевкой Майкла Джексона (на рутрекере до сих пор где-то лежит). Я все эти упражнения делал самостоятельно около года. Результат? Нулевой.
Почему? Потому что сделал я, допустим, классическое "бррр" (моторная лодка), почувствовал искомую вибрацию в центре носа, а дальше что? Пошёл петь песни под гитару. И пою, естественно, так, как привык. А за счёт того, что после "бррр" у меня что-то звенит в носу, мне кажется, что теперь я стал крутым. А голос всё равно садится. И кто бы мне объяснил, что "бррр" улучшает резонаторы и дыхание, но не влияет на зажимы? И кто бы мне сказал, какие у меня зажимы? При том, что я даже сейчас их не всегда чувствую. Тут нужно два параметра: чтобы тебя кто-то оценивал со стороны и чтобы этот человек мог правильно оценить издаваемый тобой звук. Ты поёшь в нос - он должен сразу это понять, остановить тебя и дать упражнение на снятие носа. Нос сняли - появились зажимы, теперь снимаем зажимы. Например, это могут быть зажимы в плечах, в спине, в шее, на горле, в ногах. Да, странно - напряжены мышцы в ногах, а отдаёт в голос. А вот так устроен человек, что всё связано. А потом сняли зажимы, вернулся нос. Сняли нос, вернулись зажимы. И в этом и состоит обучение - убивать каждый косяк один за другим, пока отсутствие косяков не станет привычкой.
И как это можно сделать самому, если я сам даже не знаю, какие ошибки совершаю? Или, что ещё хуже, если думаю, что знаю? :)
Плюс: сегодня ты распелся, хорошо звучишь, а на следующий день распевки - как не было. И кто бы мне сказал, что распевка - это та же растяжка мышц, т.е. явление физиологически временное? И делать это нужно каждый раз перед тем, как заниматься вокалом. И кстати. Кто бы мне сказал, что вокалом нужно именно заниматься - т.е. выделить часа два-три времени в день, сначала распеться, а потом петь, оттачивая по одному навыку за раз. Сначала правильно открывать рот на каждой гласной. Потом отдельно отрабатывать правильную вокальную позицию. И да - кто бы мне объяснил, что такое вокальная позиция? В книгах и статьях это, кстати, объясняется, иногда с рисунками. Но понимать я их начал только после занятий с преподавателем. До занятий в этой мазне для меня не было вообще никакого смысла, хотя книг я этих накачал штук 200.
И что я получил, потратив год на безрезультатное самообучение? Я не получил ничего, даже отрицательного опыта. Потому что отрицательный опыт тоже нужно уметь получать. И кто бы мне это объяснил в моём самообучении?
И стало мне 22 и решил я пойти-таки на вокал. И за 3 месяца по 2 раза в неделю, практически играючи, с шутками и прибаутками моя преподавательница вытащила из меня нормальный голос. А ведь я так же гитару осваивал - всё сам. И сведение так же. И песни так же учился писать и читать. Год туда, год сюда.
Но возраст не самое серьёзное препятствие. Ещё я обнаружил такую простую штуку как "Исписался". Сказал обо всём, о чём хотел сказать. И что же теперь делать? Ничего. Ты закончил. И что же дальше делать? Как быть? Особенно неприятно то, что все основные темы, о которых я хотел говорить, я растратил на баттлы, а нормальных сольных песен у меня - 10 штук за 6 лет.
И в связи с этим мне вспоминается Лигалайз. В конце девяностых и начале нулевых он был нашим Эминемом. Он был самым подающим надежды и самым перспективным рэппером - в первую очередь потому, что в отличие от остальных рэпперов, он читал наиболее человеческим голосом - приятный тембр, осмысленные интонации, правильные акценты, чёткая дикция - его было приятно слушать, независимо от того, о чём он читал. Кстати, это всё неспроста. Он учился у Мастера Шеффа, он делал то, к чему я всячески призываю - сливал себе опыт мастера. Этой возможности не было у Влади, ровесника Лиги, поэтому Каста всё время занималась изобретением велосипеда, всё время отдавала советским союзом и самодельным дворовым уровнем. Да и до сих пор отдаёт, какие бы качественные клипы они не снимали.
Надежда на завтра, Мелодия моей души, Пачка сигарет - это всё рвало башни молодёжи похлеще, чем пару лет назад рвал Оксимирон. Ведь Оксимирон - это переход от рэпа к очень техничному рэпу, а Лигалайз - это переход от полного отсутствия рэпа к рэпу. Люди такого не ждали. Это было невозможно, но он это сделал!
А потом Лигалайз резко исчезает с радаров. Через какое-то время в качестве запоздалого плевка появляется дисс на Шеффа. Ещё через год появляется совместный альбом с П-13. Альбом, про который я могу сказать то же, что говорят про мой альбом "В мире животных": "Всё заебись, только всех остальных кроме Лигалайза нужно убрать с альбома нахуй, чтобы не портили". И снова молчание на несколько лет, пока Лигалайз не возродился с сольным альбомом XL, в котором взрослый мужик не очень убедительно поднимает малоинтересные понятные ему одному темы...
И к тому же за эти чуть ли не 10 лет он не поднял свои скилы! А это заповедь любого мастера - постоянно прокачивать скилы. В этом месте мне вспоминается Эминем, который тоже уходил на пару лет в связи с алкоголем и наркотиками, а когда вернулся, стал шпарить даблтаймом. Конечно, даблтайм в США и так был давно, там это не особое-то и новшество - ещё в треке Superman у Эма был даблтайм, но после возвращения с альбомом Recovery Эминем показал, что он подтянул скилы - там и автотюн замелькал и биты стали моднее. А Лига? Он как читал в прямом темпе, так и читает. Как рифмовал квадратами, так и рифмует. Где даблраймы? Где рифмующиеся строки, как у Джоннибоя? Где вокал, как у Интроверта?
Одно из возможных, на мой взгляд, объяснений - Лигалайз сказал всё, что хотел. И судя по количеству материала, хотел маловато.
Хреново, но я чувствую, что во многом повторяю его путь. Именно поэтому мне очень важно сделать в 2012-м году альбом. На днях закончил свою часть (минус, куплет, припев) для одного фита, о котором договорился чуть ли не полгода назад. Жду куплеты напарника, и первый трек будет почти готов.
А напоследок, в качестве подарка тем, кто дочитал, новый минус для свободного скачивания:
IntroVert, Lil'Stop - Завтра новый день (видео)
13.01.2012Собирались на днях с Артёмом Лилстопом, записали кавер на песню "Завтра новый день". Получилось весело ))
А вчера вышел в эфир выпуск передачи "Давай поженимся" с участием Тёмы! Естественно, он пришёл туда не жениться, а светиться) Интересно видеть по телеку человека, который ещё вчера записывал у тебя в комнате гитарный кавер. Можно скачать тут: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3886135 Выпуск от 12 января.
Кстати, о моей статейке "Звёздная болезнь". Так смешно звучит предложение, что мне в день приходит по 30 сообщений, так смешно это звучит на фоне того, что у Лилстопа 2500 непрочитанных, и он уже утратил надежду их когда-нибудь прочитать. Но всё-таки иногда заходит и на некоторые отвечает. У Дениса Джоннибоя, говорят, уже перевалило за 100 000 непрочитанных. Не удивлюсь, если он вообще убрал кнопку "Мои сообщения" с левой панельки как бесполезную.
Вот сам кавер:
А вот на закуску пачка неудачных весёлых дублей:
И второй видеоурок по сведению
06.01.2012"Куй железо, пока горячо!" - звучало в моей голове последние три дня, и я решил продолжить ковать. Не зря же я - Коваль! Собрал определённое количество отзывов и вопросов по первому видеоуроку и родил второй урок.
Я считаю, что одна из главных фишек этих уроков в том, что мне удалось объединить уроки сведения с уроками Кубейса. Я прекрасно помню, что когда я только начинал осваивать и сведение и Кубейс, 95% времени у меня уходило на рутинные поиски ответов на вопросы типа "Как скопировать аудиодорожку максимально быстрым способом", "Как порезать бэки", "Какие эффекты вешать на дорожку с голосом и зачем именно такие", "Как пользоваться сендами, и что это вообще такое". Причём большую часть этих вопросов я формулировал по неделе. Это отнимало много сил. В очередной раз я почувствовал, что правильная формулировка вопроса - это около 80% ответа.
А когда эти вопросы сугубо технические вроде "Как сделать так, чтобы дилей включился на последних словах куплета" - то порой несколько часов уходит просто на то, чтобы понять, что же ты на самом деле хочешь спросить, и где искать ответ. И сейчас мне очень жалко время, которое я потратил вместа творчества на всю эту сраную техническую рутину.
Если бы 4 года назад, когда я только скачал Куб, мне кто-нибудь показал видео, подобное тому, которое сделал я - я бы сэкономил не только пару лет, но и кучу энергии! Это ведь тоже важно. Когда садишься писать музыку или сводить трек и хочешь сделать определённый эффект, но не знаешь, как его сделать, когда лезешь в поисках ответа в гугл, и когда спустя 4 часа встаёшь из-за компа, потому что всё нахрен затекло, а ответ ты так и не нашёл - какой там трек. Часто я просто хотел бросить музыку нахрен или найти учителя, пусть за деньги, который бы мне рассказал, как же нужно работать над треками, который бы всё показал и полушутя открыл мне то, что я сам мог с трудом открывать годы. Но то ли плохо искал, то ли их не было, но учителя я не нашёл, музыку не бросил, и всё освоил сам.
Что я из этого извлёк - такую черту как усидчивость. Способность доделывать дела до конца. Всё-таки как бы не было трудно, но я нашёл ответы на все вопросы. Ещё я получил нечто вроде понимания, как работает Всё. Я это давно заметил, но только после освоения звукорежиссуры я окончательно убедился: Всё - Одно. Мастерство - универсально. Мои вокальные навыки и скилы можно применить в сведении. Навыки в сведении можно применить в шахматах. Шахматные навыки можно применить в тренировках на турнике. Например, считается, что один из ключевых навыков шахматиста - просчёт ходов наперёд. В вокале это так же важно - если ты не продумываешь, где будешь петь громче, где ставить сильные акценты, а где слабые - ты не возьмёшь правильно вдох, и не споёшь правильно песню. Где нет акцентов - нужно просто просчитывать, где брать вдохи, чтобы песня звучала логично, а не как озвучиваемый текст. Что могут дать тренировки на турнике шахматам или вокалу? Это всё - тренировки, и на них на все распространяется, в частности, принцип регулярности: ты должен тренироваться каждый день. Пусть 15 минут, но каждый! Принцип возрастания нагрузки: чем дальше, тем более сложные вокальные партии ты должен петь, чтобы твой уровень рос. И так далее.
Я думаю, если бы я учился сведению у учителя, то я бы не прочувствовал всё это, и не изобрёл свой собственный велосипед. Всё-таки трудности закаляют, даже если речь не о победе раковой опухоли или выживании на войне, а всего лишь о победе над Кубейсом. Ведь только решая проблемы мы растём.
Запись голоса и его сведение с минусом
02.01.2012В апреле прошлого года я начал серию уроков о сведении. Начал с начала - с того, как нужно готовиться к записи, но не дошёл даже до середины. Причины разные - во-первых, кончилась мана (обрушился энтузиазм), во-вторых, возникли проблемы с оборудованием, из-за которых запись уроков превратилась в гиперболический геморрой, в-третьих, появились дела (я тогда как раз собрал группу и мы активно репали).
Что изменилось сейчас? Стало ли меньше дел? Стало ли меньше проблем? Нет. Стало больше маны. :) А мана - самая сильная карта в колоде. Мана бьёт дела и проблемы. Мана бьёт невозможное, невероятное и немыслимое. Человек с полной маной может просверлить коловоротом алмазный сейф (иногда - проковырять сейф ногтём или сломать его об колено), тогда как человек без маны не сможет взять деньги даже из открытого сейфа (ему будет лень дёрнуть за ручку и проверить, не открыт ли сейф).
Кроме того, незаконченные дела - как термиты: жрут мозг изнутри, не дают нормально функционировать. Давно это за собой заметил - когда есть незаконченные дела, то и дело возвращаюсь к ним, иногда просто отвлекаясь от текущих дел (отвлекаясь бывает на недели!), а иногда погружаясь в депрессивные размышления типа "ну вот, как всегда - начать я начал, а до конца не доделал", что тоже сказывается на общем психологическом настрое хреновым образом. А сейчас у нас новый год как-никак. Время закончить старые дела и взяться за новые.
Итак, сегодня ночью я сделал следующий урок. В нём я показал, как с нуля в Кубейсе записать трек, имея только минус, как всё это свести, как потюнить вокал, как сделать финальный микс громче, как родить долгожданный миксдаун.
Чтобы у вас всё было, как у меня на видео, обязательно наличие следующих плагинов:
0. Cubase 5
1. Voxengo Gliss EQ
2. Oxford Dynamics Native
3. Waves Complete (легендарные Вавесы)
4. Kjaerhus Golden Uni Pressor
5. WizooVerb W2
Вопросы по уроку, пожелания на будущее, а так же предложения о следующих видеоуроках пишем в комментах. Итак, видео:
Все плагины можно скачать на сайте http://rutracker.org
Новый 2012 год
31.12.2011Сижу с больным горлом, заложенным носом и вялым состоянием. Планы пойти к знакомым накрылись, так что новый год встречу за компом. То есть, как обычно.) Единственным исключением был прошлый новый год, я ездил в Ставрополь. И тоже, кстати, болел. Дурацкая традиция болеть в новый год.
Текста сегодня будет мало, так как всё, что хотел сказать, сказал в видеообращении:
Прошёл квартирник
26.12.2011Буду честен: устроить квартирник меня заставили Живые. Без содействия Лиды и Любы я бы и дальше сидел и находил причины, почему ничего делать не надо. Но когда тебе в лицо говорят: "Ну что, сделаешь квартирник?" - приходится говорить правду. - "Естественно, сделаю!"
Правда была сказана, а следом и сделана. За 2 недели выучил все тексты, которые успел забыть за время творческого простоя, кое-где придумал аккорды, всё это отрепал. Некоторые тексты выучил так сильно, что на выступлении даже забыл, но ничего страшного - концерт считается удачным, если на нём было забыто менее 50% текста.
Пришло около 20 человек, из которых 10 я пригласил лично, а 10 пришли в роли друзей или по иным причинам. Компания подобралась на удивление (и на радость) позитивная и мощная. Я бы назвал всех нас интеллегентными людьми, если бы не считал подобную формулировку оскорбительной. Такие молодые, а уже такие культурные! Создали охренительную атмосферу, давно я такого не видел, очень давно. Что-то мы явно делаем не так.
Отдельным пунктом порадовал Влад Брежнев - человек сорвался из Орла и приехал специально на квартирник. Его не остановило расстояние. Боюсь, его вообще мало что может остановить.
Интересненькое случилось совпадение: на квартирнике были Дима Никульшин и Женя из группы Do Something - оба финалисты конкурса видео-каверов имени меня.
И конечно, много косячил. Главное - мне не нравится мой вокал. Всё никак не доведу этот навык до завершения. Трудно петь. Много зажимов. Всё это жрёт 90% внимания, и на остальное не остаётся. Кстати, причина этих зажимов в том, что я очень долго (до занятий вокалом с преподавателем) пел неправильно и сильно к этому привык. Привычки - мощнейшая фича всего живого на этой планете. И нужно, чтобы они работали на благо, а не во вред.
Я говорю с тобой, а не рифмую строчки
17.12.2011Последний раз я выступал полгода назад. Точнее, предпоследний. Последний раз я выступил 5 часов назад. Чужие, Не надо слёз, Математик и Зрители. То ли я Станиславского обчитался, то ли просто хорошо отдохнул от своих песен, то ли повзрослел, то ли всё сразу, но когда я читал эти треки, я снова чувствовал всё то, что изначально закладывал в них, причём чувствовал даже более ярко. До меня ведь недавно дошёл смысл Математика :) Классная песня-то! Глубокая, личная, интересная. Теперь и исполнять его приятнее стало. Раньше-то я его старался вообще не читать, только если заставляли.
А система Станиславского - раз уж я упомянул - насколько я её понял по его книге "Работа актёра над собой", - отличная вещь! Я наконец понял, что я должен чувствовать на сцене! На сцене артист должен переживать своё произведение, и с этого начинается любое мастерство, показываемое со сцены. Сегодня у меня это получилось с Математиком и Зрителями, и это состояние переживания захватило мой мозг полностью, вытеснив всё остальное, ненужное. Например, когда я поднялся, у меня было лёгкое волнение неопределённого характера - так вот как только я вжился в свои песни, оно испарилось. Испарилось, как сухой лёд в аду.
Правда, текущий уровень развития русского рэпа печален - какой там Станиславский, если люди до сих пор не понимают, как постановка голоса и занятия вокалом влияют на развитие голоса и читку. 99% всех, кого я вижу, выходят на сцену зачем угодно, но не чтобы что-то там переживать. Например, большинство выходит, чтобы "себя показать", а исполняемый текст - это просто средство, просто набор слов, чтобы показать, какой он крутой. У меня другой подход, я его отлично выразил в песне "Начало": "Я говорю с тобой, а не рифмую строчки".
Следующая новость, которой не могу не похвастаться: перезаписал Зиму и Историю одного убийцы. Свёл их. И просто охуел от кайфа! Радовался, как будто первый в жизни трек записал) И Зима и История теперь снабжены соляками на перегруженной электрогитаре. От этих соляков мне, фанату Эпидемии и рока вообще, срывает башню! И я надеюсь, моим слушателям понравится, потому что очень многие мне писали "Вообще-то я рэп не слушаю, если не сказать "ненавижу", но то, что ты делаешь, заслуживает отличной оценки! Продолжай в том же духе!".
Я пишу рэп-рок для тех, кто любит рок и ненавидит рэп.
Зачем мне эти ваши глаза?
07.12.2011С 2004-го года хотел записать эту песенку. Вообще, Шевчук так же крут в музыке, как Задорнов - в юморе. Ах да, я же ещё не говорил. Задорнов - мой новый кумир. Советую пошляться по его блогу. Михаил Задорнов
МП3-версия:
Сейчас в моей группе ВК проходит аудио-баттл моего имени. Это как баттл имени В. И. Ленина, только ИнтроВерта. Это как шестой, но на один повыше. Отсудил второй раунд, отписал комменты к некоторым трекам и начались разговоры в этом направлении. Опять хочу поделиться одним из них, ибо во-первых, считаю его полезным для прошедших участников, а во-вторых, не могу пройти мимо темы, в которых затронут вокал и постановка голоса. :)
Имена изменены в целях безопасности свидетелей разговора.
Апостол Павел
Вов, здравствуй
А на парный раунд не обязательно и не желательно делать трек "на вынос оппонента"
так?
Бог
Да. Желательно делать полноценную песню. Баттлом это называется условно, по сути это самый настоящий конкурс песен. В конечном счёте я выбираю тех, кто делает именно песни, а не баттл-шлак. Баттлшлак не имеет шансов вообще.
Апостол Павел
а чем кстати читка так плоха?(( насчет вокала полностью согласен
хотел читку сделать чтобы на минус ложилась+звучало оригинально
Бог
Ты регулярно читай, пиши, записывайся - и всё придёт. Не бывает иначе. Талант - хуйня, я не знаю, что такое талант. Всё, чего я добился, я добился трудом. Механическим, по сути. Так что если тебе будут втирать про талант, шли их нахуй. Или ко мне)
Я сам пошлю.
Читка плоха тем, что у тебя непоставленный голос.
Это как спросить чем плохо уравнение 3=2+9. Оно плохо тем, что неверно в принципе.
Апостол Павел
но разве для читки нужно ставить голос?..
это ж не вокал
многие по-моему хорошо читают но поют плохо
Бог
Неверна не читка, а использование голоса. Ты им неправильно пользуешься. Ты берёшь молоток и забиваешь гвозди деревянной ручкой. Гвозди не забиваются, гнутся, вываливаются, ручка сбивается и крошится, всё это очень долго, тебе неудобно и ты быстро устаёшь. Потому что просто неправильно используешь инструмент. И пока ты не узнаешь, каково пользоваться поставленным голосом, т.е. пока тебе не с чем будет сравнивать, ты так и будешь думать, что у тебя всё заебись. Говорят, тем, кто родился слепым, легче переносить слепоту, чем тем, кто родился зрячим, а ослеп потом. Пока что ты слепой, вот тебе и легко говорить, что постановка голоса тебе не нужна.
-Зачем мне эти ваши глаза? Я и так всё хорошо слышу!
Голос нужно ставить везде, где пользуются голосом. Дикторам, диджеям на радио, телеведущим, комментаторам, рэпперам, вокалистам, преподавателям, лекторам, политикам и далее до бесконечности.
Поставить голос - это значит научиться пользоваться всеми его возможностями. Всеми 100%. Ты сейчас используешь 0.5%, как и многие рэпперы.
Апостол Павел
а чтобы поставить голос надо тупо упражняться упражняться упражняться
в смысле практикой
Ибо упражнения... Я таких не знаю((
Бог
Нет. Нужно походить к преподавателю вокала. Мне хватило 3 месяца. До этого я "тупо упражнялся упражнялся и упражнялся" 8 лет, и не достиг ничего. Можешь, конечно, повторить мой путь, ты тоже пока молод, как и я тогда был.
Постановка голоса - это одна из тех областей, где самообучение приносит в 99% случаях вред.
Апостол Павел
нет, увы к преподу по вокалу физически времени не хватит...
а Sight MC
он говорил что вокал сам себе поставил
в смысле ничем не занимался
просто практика практика практика
Бог
Есть такие люди, вот он, пожалуй, и входит в тот 1%.
Апостол Павел
печально
То есть судя по моему оппоненту и оценкам, которые вы с Камилем ему выставили, третий раунд-конец моего пути)
Хотя... Вот когда ты оцениваешь...
Ты смотришь на смысл больше чем на подачу и прочее?
Руководствуясь какому пункту идет оценка в ОВ?
Бог
Я на всё смотрю отдельно, когда оцениваю баттл-треки. Вон, у кого-то текст полное говно, но читает круто. Вот и получается 5-2 или что-то подобное.
Апостол Павел
ну это понятно
но оценка в ОВ
она ж уходит руководствуясь чему-то что более важное
просто... ну когда в текстовых сужу
например человек с плохими рифмами написал хороший текст по содержанию
мне понравилось я в ов максимальную оценку ставлю
Бог
Хорошее сведение, приятно слушать - плюс в ОВ. Поганое, нихуя не слышно, бэки кривые, вокал не потюнен - минус.
Интересный текст или банальщина? Читка поставленная или просто разговор под музыку? Есть вокал или нет? Какое раскрытие? Какие эмоции вызвал у меня трек или ничего не вызвал? В таком плане.
Апостол Павел
ну ладно) постараюсь выжать из этого все что смогу и сделать все, что смогу
Спасибо большое, отвлекать больше не буду)
Люди, я обращаюсь к вам. Ко всем, кто это прочитает этот пост сегодня, 12 декабря 2011 года или спустя 5 лет. Если вы хотите, чтобы ваш голос стал охренительным, чтобы он громко звучал, был приятным, богатым, разборчивым и вообще каким угодно, вам нужно учиться пользоваться голосом. И лучше всего это делать с преподавателем вокала. Это будет быстро и красиво. К чёрту самообучение - это во-первых, с высокой вероятностью приведёт к плохим результатам (научишься неправильно, и потом либо всю жизнь страдать, либо переучиваться), а во-вторых, намного дольше.
Я с детства был мямлей и соплежуем. Я либо бурчал под нос, либо шпарил скороговоркой и никто нихрена не понимал. Плюс я рос в Ставрополе, это провинция, где люди звОнят, гхэкают на украинский манер, где используют какой-то жуткий местный лошадиный говор, - и всё это я впитал в себя за компанию к вышеперечисленным проблемам.
И в 22 года я понял, что так жить нельзя. С этим бурчанием мне приходилось по 2-3 раза говорить людям то, что я хочу до них донести. В итоге я постепенно пришёл к мысли, что мне проще вообще ничего не говорить, чем так напрягаться. Я не знал, куда податься, и накачал кучи статеек для дикторов, где расписывались скороговорки и упражнения. Всё я это сделал по кругу несколько раз, но спустя месяц нихрена не изменилось. И это естественно, ведь скороговорки влияют на следствие, а не на причину.
Далее я пошёл на курсы ораторского искусства, где впервые в жизни я увидел, как делаются распевки, и как круто они влияют на мой голос! Там же были упражнения на мимику и дикцию, но всё это было поверхностным и второстепенным. Всё-таки в ораторском искусстве физиология - часть, причём далеко не главная.
И далее меня занесло каким-то неведомым ёбанным чудом к преподавательнице по вокалу. Её упражнения были нацелены на 100% на физиологию, в которой и была причина проблем. Например, неправильное дыхание влечёт зажимы в горле, а зажимы в горле никогда не дадут голосу зазвучать полноценно, жирно, громко, свободно и легко. И самое западло в том, что если дыхание уже неправильное, т.е. если человек к нему привык, то теперь нужно долго и нудно переучиваться. Это к вопросу о самообучении. 99% самообучающихся обучаются петь неправильно и поют с зажимами, от которых потом всё равно приходится избавляться у преподавателей.
И именно в таком состоянии я и пришёл к ней. Частично она мне помогла переучиться, львиную кучу зажимов я снял и обнаружил множество бонусов. Например, при правильном дыхании улучшается дикция. Без упражнений на дикцию. Без скороговорок. Без пробок в зубах. За последние 3 года я не сделал ни одного упражнения на дикцию. Чтобы все буквы звучали чётко, мне хватает только правильного дыхания.
При правильном дыхании горло расслабляется и за счёт этого увеличивается диапазон.
Распевка даёт голосу обертоны за счёт подключения резонаторных полостей (честно говоря, физиологию этого процесса не знаю, но результат есть и просто ОХРЕНИТЕЛЬНЫЙ!) и голос может пробить микс любой степени жирности. Гитары с дисторшном? Синты? Тарелки? Похуй! Распойся - и ты их всех уделаешь.)) Ну ладно, даблом можно ужирнить, можно сделать лёгкий овердрайв на голос прекрасным ВСТ-плагином Vogue. Но без распевки что не вешай и сколько даблов не пиши - тебя это не спасёт.
Вот такая история. И это при том, что на вокал я пошёл просто чтобы наконец научиться нормально говорить. Чтобы меня стали понимать люди. Я к тому времени уже читал параллельно рэпчик, но использовал его как способ выполнить домашнее задание и проверить текущий уровень голоса.
Пока ты играешь в Вов, переписываешься ВКонтакте или сливаешь время на сериалы, оно идёт.
Оно идёт также, когда ты думаешь, что быстренько сам поставишь себе голос и научишься петь за пару месяцев.
Если бы мне вовремя сказали, насколько сильно вокал изменит мой голос и мою жизнь, я бы достиг того, что имею сейчас, 10 лет назад.
Надеюсь, кому-то я сэкономил 10 лет.