Одержимость успешностью
Те, которые хотели не музон мочить, а сразу быть известными музыкантами - их мы никогда не узнаем.
Потому что они слишком много времени тратили на то, чтобы казаться крутыми музыкантами, и слишком мало на то, чтобы ими стать.
Я люблю наступать на грабли. Это моё хобби. Находить в гуще высокой травы грабли и получать ими по лбу - моя суперспособность. Я выискиваю заросшие тропинки, где уже давно никто не ходил, и в поисках Истины под напутствия опытных советчиков о том, что там грабли, я гордо поднимаю голову и шагаю навстречу новым шишкам.
-Там грабли - говорят мне. - Через 20 метров слегка слева.
-Спасибо, - говорю я, - я учту это.
Едва узнав о граблях, я беру бинокль и высматриваю их в траве - да, вот они, лежат. Потом я иду туда с металлоискателем и запрашиваю спутниковые снимки местности, где отчётливо видны грабли и несколько скелетов вокруг них от предыдущих искавших. Я предупреждаю об этом людей, ставлю таблички и указатели, чтобы люди туда не ходили. И потом я однажды просыпаюсь и иду туда.
Я прохожу 20 метров, сворачиваю чуть влево и получаю по лбу. Недовольный синяком, я ошиваюсь по окрестностям и напарываюсь ещё на десяток граблей, в том числе детских с чугунной ручкой. И это всё печально.
Сегодня я хочу рассказать ещё об одних граблях, о которых я знал заранее, но тем не менее в которые вляпался. Сейчас я благополучно отпустил эти грабли, словно отец повзрослевшего сына, и могу спокойно и рассудительно об этом рассказать.
Эти грабли, точнее, эту ошибку можно сформулировать как зацикленность на результате в ущерб процессу. Например, когда человек хочет стать известным, и он так сильно сфокусирован на известности, что не занимается созданием новых песен, разработкой своего стиля, поднятием своих навыков написания и исполнения песен. У него на руках 3 песни, 6 каверов и он носится с ними по всем клубам и конкурсам вот уже третий год, а результата ноль.
Точно такая же идиотская ситуация - хотя вроде совсем другая - это волнение перед публикой. Ты сфокусирован на результате, а результат для тебя - это "Круто выступить". Ты думаешь о том, как тебя воспринимают люди и у тебя не остаётся внимания на то, чтобы собраться с мыслями, взять себя в руки и начать формулировать мысли и думать над темой выступления. Ну и логично, что раз ты не думаешь о том, что тебе говорить - то ты говоришь полный срам, речь нескладная, голос неуверенный (а ты распевался перед выступлением, чтобы голос не дрожал?) - и весь этот микрофейл создаёт петлю обратной связи, которая усугубляет твоё состояние, а оно в свою очередь делает речь ещё более сбивчивой и дебильной, паузы ещё более длинными, неуместными и бессмысленными, и вообще ты уже ссутулился, как 100-летний дед, смотришь в пол, вспотел и хочешь сдохнуть. Твоё волнение от этой обратной связи заводится, как гитара перед комбиком.
У меня этот же брак мозга проявлялся в том, что я думал не о том, чтобы писать новые песни, а о том, чтобы нагнать побольше людей в группу контакта и на концерты. Можно присмотреться к моим постам за последние полтора года - с момента победы в конкурсе Нойза - и то тут, то там проскакивает число людей в группе. Когда новый трек, чувак? Подожди, Вове не до песен. Вова занят. Вова считает фанатов. Вова хочет собрать Олимпийский, отстаньте от него со своими "Как дела". Вова большой занятой серьёзный человек. Не отвлекай его болтовнёй от дела, не трать напрасно его время. Вовино время - деньги. Спросил как дела - косарь должен.
И ведь мне указывали на это. Более того, Сергей Маринкин предупредил меня, чтобы я не вляпался в это, ещё в феврале 2010-го! Потом мне говорили об этом совершенно разные люди, начиная с того самого конкурса Нойза. Вова, у тебя всё заебись, только слишком много про Олимпийский. Это неинтересно. Чувство, что тебе насрать на фанатов и на музыку, ты просто хочешь забить чьими угодно телами Олимпийский, причём совершенно тупо для галочки. Ты воспринимаешь это как работу, как 100 отжиманий. Как первый секс. Нужно, чтобы он был чем раньше тем лучше и пофиг с кем. Потому что тогда можно бегать и хвастаться перед друзьями и быть крутым.
Об этом же мне говорил Раскар.
И всё прошло мимо. Фаервол мозга работал на 5+, он не пропустил мысль внутрь, я горжусь, что это я создал его. Горжусь, что он такой прочный, стыжусь, что такой тупой. Устройство настолько тупо, насколько туп его создатель.
В сентябре я внезапно захотел поставить себе форму для подписки на новые посты - чтобы можно было не заходить в блог каждый день в ожидании чуда, а подписаться и забыть про него. Вова написал пост - пришло уведомление, пришёл-прочитал-ушёл. Удобно.
И пошёл я в гугл. И как обычно, нашёл тысячи блогов про то, как нужно вести блог. Сотни блогов о том, как заработать на блоге. И в этих блогах достаточно ярко прослеживается та же проблема. Люди ставят счётчики и по ночам на них мастурбируют. Я знаю это, потому что это знает Тайлер. Я знаю это, потому что делал это сам. Но некоторые переходят все границы. Они пишут по поводу достижения "несгораемых" порогов специальные посты с восхвалением всего - своих подписчиков, себя, своих плагинов и так далее. "Несгораемый" порог - например, 1000 подписчиков, 2000, 5000, 10000 и так далее.
Они пишут что-то вроде "Ура! Я достиг количества 1000 подписчиков!". Его поздравляют и желают достичь 2к, 5к и так далее - всё как обычно. Здоровья, счастья, любви, уважения и удачи, но только всё это в терминах интернета.
-Ура! В моём стаде 1000 баранов! - говорит пастух.
-Ура, нас 1000, мы тебя поздравляем! - отвечают бараны.
Человек пишет "контент" (от этого слова я вообще хочу плакать), чтобы "наполнить" блог, и всё это - чтобы набрать побольше подписчиков. Это как некоторые музыканты не песни пишут, а "создают продукт". У меня в такие моменты рука тянется к лицу - причём, что странно, тянулась даже тогда, когда я гнался за количеством людей в группе ВК. Я гнался, но я никогда не собирался создавать продукт или товар. Я всегда писал песни и в каждую песню я вкладывал себя. Каждая песня как была честной - так честной и осталась.
Так вот именно блоги про блоги, именно эта рекурсия и отсутствие адекватной цели у авторов некоторых таких блогов помогли мне увидеть себя со стороны. Блоги про блоги стали для меня зеркалом, в котором я увидел себя. Спасибо всем этим людям за это! Я надеюсь, они достигнут свои 2к и 5к подписчиков и станут, наконец, счастливы.))
Похожий паралич я иногда наблюдаю у людей, стремящихся к УСПЕХУ. Успех - он же мастерство - одного поля ягоды. Это результат, некое статичное конечное положение вещей, и если на нём чрезмерно сфокусироваться, то пострадает процесс, а значит, сам результат достигнут не будет. Странно, правда? Во всех статьях постоянно твердят - думайте о цели, концентрируйтесь, представляйте то, что хотите получить, а по сути это как раз то, что препятствует достижению этой самой цели.
Как будто тебе дали семена растения и сказали - вырасти самый красивый цветок и пришли нам фотки. Сначала ты выращивал и отправлял фотки, а потом ты добрался до фотошопа и стал тратить время не на уход за растением, а на обучение фотошопу. Ты занялся не тем процессом!
Не тем процессом занимается пианист, который думает о том, как он выглядит, о том, как это выступление повлияет на его карьеру, о том, что напишут про него в газетах, а что напишут, если он сейчас картинно будет трясти головой, как Бетховен, и о том, как он будет смотреться на фотографиях, а не моргнул ли он, когда его сфоткали - да он к чертям забудет партию где-нибудь в середине произведения! Потому что рефлексы рефлексами, но если внимание забрать с рук совсем - то руки перестанут играть. То же самое и с успехом. Как только ты перестаёшь думать о своём текущем шаге и о следующем шаге, и начинаешь думать, куда ты полетишь отдыхать, когда получишь первые 100 миллиардов долларов - мозг перестаёт работать над текущими задачами и переходит в мечтающий режим, он переключается на другой процесс. И проблемой это становится, когда превращается в привычку.
Сейчас меня наконец-то отпустило. Я живу и не думаю о тысячах людей в группе контакта. Даже Шоу я уже делал в большей степени для себя. Сейчас я работаю над Режиссёром и снова вижу, как мне доставляет удовольствие процесс. Как несколько лет назад, когда я только начинал, и прикольно было просто открыть фрукты и набить там какую-то полную фигню, которую я потом нигде не буду использовать.
Я писал об этом ещё в разделе Как написать песню ещё когда он был рассылкой - что один из ключевых навыков для развития мастерства и для поддержания мотивации на высоком уровне - это умение концентрироваться на процессе. Бетховен, Шопен и остальная братия достигла успеха не потому, что они составляли чёткий план сколько, где и какие произведения им нужно написать. Их штырил процесс сочинения. Какие-то общие планы были, но они были достаточно гибкими, чтобы грубо говоря эти ребята (пацаны :) делали что хотели. А хотели они просто сидеть и мочить музон. Те, которые хотели не музон мочить, а сразу быть известными музыкантами - их мы никогда не узнаем. Потому что они слишком много времени тратили на то, чтобы казаться крутыми музыкантами, и слишком мало на то, чтобы ими стать.