Запись тейками

Начнём с краткого ликбеза в картинках.

Что такое тейк?

Take значит дубль. Только дубли - это больше про реальное исполнение и живых артистов, а тейки - про аудиодорожки в кубейсе, сведение и программы.

Вот скрин реального проекта:

Эти зелёные, жёлтые, оранжевые штуки и есть тейки. Исполнитель подошёл к микрофону, звукорежиссёр нажал запись, запись тейка (дубля) пошла. Исполнитель допел, звукарь нажал стоп, тейк готов.

Зачем нужны тейки? Почему не записать сразу всю песню и не пойти домой? Например, почему не сделать так: записать всю песню, потом спеть поверх бэки и всё? Примерно так бы это выглядело:

Сверху - основная дорожка, жёлтые внизу - бэки.

Несмотря на то, что бэки пишутся отдельными тейками, такую запись всё равно называют однотейковой или говорят "записался вантейком/одним тейком", от фразы one take - один дубль. Имеется в виду, что основная дорожка вокала (или любого другого инструмента, это касается всех музыкантов) была записана в один подход, что говорит о технически грамотно написанном тексте/партии, подразумевает немалое количество репетиций, высокий уровень исполнителя и его хорошую форму. То есть, одним тейком - круто. Подразумевается, что исполнитель при этом не сбивается, не пропускает слова, не лажает ноты и ритм, не задыхается, и спокойно исполняет песню от начала до конца.

А то, знаете ли, невелико достижение - триста раз сбиться, задохнуться, выкинуть половину слов, залажав оставшуюся половину, и с гордо поднятой головой сообщить миру - ЗАТО ОДНИМ ТЕЙКОМ!

Нет. Качество и уровень исполнения - на первом месте, понты - на втором.

Писаться одним тейком - трудно. Чтобы это было выполнимо для отдельно взятого вокалиста и реально круто для слушателей, звёзды должны сойтись определённым образом:

1. Текст песни должен быть таким, чтобы его в принципе было возможно исполнить, имея одну пару лёгких. Например, в нём не должно быть наслоения частей текста друг на друга (куплеты не должны залезать в припевы, припевы не должны хвостами залезать в куплеты, внутри куплетов четверостишия не должны перекрывать друг друга).

2. Места, где нужно брать вдохи, должны быть продуманы заранее, встроены в текст как его часть, и отрепетированы до автоматизма. Вокалист не должен думать во время выступления/записи, где ему брать вдох.

3. Отрепетировать песню. Чем больше раз вы её прогоните, тем технически легче вам будет петься с каждым следующим прогоном.

4. Быть в хорошей вокальной форме, чтобы к концу песни/куплета/припева не сдуться. Ни по дыханию, ни по эмоциям, ни по подаче, ни по точности попадания в ноты/в ритм. Хорошая вокальная форма подразумевает как годы обучения вокалу, умноженные на талант, так и текущую форму: глобальный уровень + локальный уровень.

А, подождите. Есть ещё один способ получить хорошую однотейковую запись. Состоит в том, чтобы не замечать собственных ошибок. Да здравствует неадекватное восприятие собственного творчества!

"Если я не вижу своих ошибок, значит, их нет" - цитаты неизвестных великих музыкантов.

99% начинающих музыкантов фейлят первый и второй пункты. Какими бы трудолюбивыми и репетирующими они не были, как бы ни заботились о вокальной форме, невозможно репетировать текст, который в принципе неисполняем с одной парой лёгких. Поэтому разрывать этот порочный круг нужно с начала - с текста.

Но пройдут годы, пока человек поймёт, в чём ошибка, пока найдёт мой сайт или пойдёт к преподавателю по вокалу, и задним числом поймёт, что всё это время именно эта проблема у него и была. А пока годы идут, песни-то записывать хочется. И на помощь приходят тейки.

Кесарю - кесарево, тейку - Тейково.

Всё это подводит нас к ответу на вопрос зачем нужны тейки. Тейки нужны в тех же четырёх случаях, в которых вы не можете записать песню одним тейком:

1. Бракованный текст: куплеты залезают на припев, припев залезает на куплет, четверостишия залезают друг на друга. Записывается обычно по четверостишию, в сложных случаях по 2 строчки, в ацких - по строчке/по слову. Вот такие ступеньки выходят:

2. Бракованные вдохи: автор забыл, что у него одни лёгкие, и что ему нужно иногда брать вдохи. Это касается как предыдущего пункта с пересечением, так и ситуации, когда технически блоки текста не пересекаются, но из-за быстрого темпа, плотно написанного текста или очень мощной подачи дыхание кончается быстро, а в тех местах, где автор планировал брать вдохи, брать их полностью не получается, так как паузы для этого слишком короткие. Записывается в среднем как и предыдущий вариант - по четверостишию, но в общем случае можно писаться и более длинными кусками - до появления первых косяков.

3. Песня не отрепетирована. По уважительным причинам или нет - не важно. Важно, что записать её надо сегодня, а времени запоминать все нюансы нет и репетировать идеальный однотейковый дубль нет. На помощь приходят тейки - из двух зол выбирается то, которое приведёт к цели с меньшей болью.

4. Вокальная форма бывает двух видов: глобальная и локальная. Глобальная - это всё, чему вы научились за годы занятий музыкой. Вы это умеете, это ваша несгораемая сумма. Локальная складывается из количества регулярной практики и ежедневных занятий. Чем больше вы занимаетесь каждый день, тем больше вы можете у микрофона и на сцене. Чем меньше - тем меньше. Соответственно, обе формы влияют на способность писаться одним дублем.

Бывает так, что есть глобальная форма, но нет локальной. Например, петь вы умеете, но на два месяца уехали на дачу и разводили свиней - форма сдулась. И вы пробуете записать, а что ни дубль, то выходит одна и та же песня: начал за здравие, кончил за упокой. То с ритма сбился, то буквы зажевал, то ноту промазал, то голос заскрипел, то голос уже устал и сел, ну и прочие прелести вышедшего из формы вокалиста.

Либо у вас нет ни глобальной формы ни локальной - вы совсем начинающий и пока ничего не умеете. Это просто этап, все великие когда-то ничего не умели. Нужно адекватно оценивать свои силы, даже если они равны нулю, и использовать подходящие инструменты для компенсации своих слабостей.

В обоих случаях пишитесь тейками и не насилуйте себя перфекционизмом.

Звукорежиссёр пришьёт тейки друг к другу белыми нитками, сделает из них одну дорожку, и называться она будет франкенштейк:

Вокальная партия будет словно сшита по лоскутам, и чем ниже навыки исполнителя и звукорежиссёра, тем более явными будут швы, тем сильнее они будут резать слух. И наоборот - чем выше навыки обоих - тем швы менее заметны. Я не удивлюсь, если выяснится, что некий топовый артист записал свою песню в тысячу тейков по слогам, потом это склеили, и никто не заметил ни одного шва. Для профессионалов это рилтоковая трустори.

Другое дело, что если музыкант может исполнить песню одним тейком - нахрена ему мучиться и писать её по частям?

Но то профессионалы. Они могут проглотить слона целиком - годы опыта и терабайты навыков позволяют сделать это.

А вот начинающим музыкантам чтобы не надорваться в попытках сделать невозможное (невозможное - для их текущего уровня развития), имеет смысл резать слона на части и поглощать маленькими посильными кусочками, тоисть - писаться тейками.

При этом запись тейками - костыли, как и многие современные звуковые технологии (AutoTune, VocAlign). У начинающих музыкантов слабые вокальные ноги - далеко на них не уйдёшь, сил хватает буквально на несколько шагов. И поэтому костыли оказываются очень кстати. С их помощью можно худо-бедно передвигаться. Но проходит время - сколько раз я это видел - и случается страшное. У музыканта уже здоровые крепкие ноги, но он продолжает ползать на костылях. Он ходит на них профессионально, может прыгать и скакать, он наклеивает на них логотипы любимых групп, собирает автографы - да он матёрый костылеход!

Синдбад-костылеход.

Я много где упоминаю запись тейками в негативном ключе - в первую очередь по этой причине. Взрослые скилловые музыканты с годами опыта и фанатами по всей стране приходят в студию и превращаются в годовалых детей, не умеющих ходить. Они записывают по 2 строчки, по 4, иногда по одной. Эти тейки не клеятся между собой, и их приходится переписывать не только так, чтобы они хорошо звучали, но и чтобы сшивались между собой с минимальной заметностью швов. Из-за повторения одних и тех же строк-слов и у звукорежиссёра и у самого исполнителя накапливается унылость. И всё происходящее превращается в грустное слово "работа".

Многие воспринимают этот процесс нормально - мол, ну записывал 2 часа песню, записал на каждый куплет по 50 тейков, и чо - я так привык! А я смотрю на это и вопросирую вопросом: если можно быстро и легко, зачем долго и тяжело?

Способность исполнить песню одним тейком без косяков - это показатель скила. Если вы вантейчите свои песни - это заодно значит, что ваши тексты технически качественные - с возможностью исполнения живьём. У них продуманы вдохи и нет пересечения текстовых частей. Как автор вы получаете от меня респектик.

Таких берут в космонавты.

Таких зовут выступать. Если вы в состоянии не задыхаясь, не запинаясь и не косяча прочим образом исполнить свою песню, одну, вторую, семь штук подряд - идите и пойте их живым людям, хватит сидеть в инете и читать статьи, вы уже готовы!)

Артист - слуга народа, го служить!

Давайте немного поитожим.

Итожили, итожили, да не выитожили.

Запись тейками - это инструмент, приём, костыль. В одних случаях его использование уместно. Например, когда у вас бракованный текст, совсем сырая-свежая-новая песня или не хватает скила. В других - нейтрально. Например, когда вы и в хорошей форме и текст отличный, но вдруг оказывается, что вы всего лишь человек, и вам просто лень стараться и писаться одним идеальным тейком. В третьих - вредно. Когда вы уже всё умеете, и вам не лень, а вы просто привыкли ходить на костылях, хотя давно уже можете их откинуть и начать бегать. Синдром костылеходства.

Что делать? В целом - конечно, стремиться к однотейковым записям. Однотейковая запись делает песню максимально живой, естественной, настоящей и существующей здесь-и-сейчас. Это практически лайв.

Что мешает записываться одним тейком? Те самые 4 пункта - наслаивания в тексте, отсутствие вдохо-пауз, неотрепетированность, недостаток скила.

Брак в тексте - заметить, признать и починить. И не раз, а регулярно чинить, пока правильное написание текста не войдёт в привычку.

По поводу репетиций всё понятно - репетируйте максимально. На репетициях могут всплыть непредвиденные проблемы (с дикцией например), или прийти интересные идеи по исполнению и фишкам.

По поводу формы тоже всё понятно. С одной стороны нужно работать над собой глобально, с другой - просто петь-писать-записываться каждый день. В общем, жопочасы, регулярная практика и вот это всё. Если вы ежедневно упражняетесь - вы будете в форме всегда.

Есть рабочие ситуации, когда даже профессионалы не брезгуют записываться тейками. Например, во многих жанрах современной музыки припевы часто записываются отдельно, а потом копируются. Сначала вокалист записывает куплет, это первый тейк, потом второй куплет, это второй тейк, потом бридж, потом припев. По тейку на каждый большой блок. Если ему приставить пистолет к виску и сказать "Или ты щас одним тейком записываешься или следующие два дня мы будем отскребать твои мозги от звукоизоляционных панелей" - то он, конечно, запишет. Просто это не будет 100% его возможностей, либо это будет не так быстро, как если бы он писался тейками. То есть, это с одной стороны лень, с другой - здравый рабочий смысл. Тейки помогают ему выжать максимум того, на что он способен, не тратя слишком много времени и сил.

В других случаях тейки могут быть использованы как спецэффект, в частях, которые оформлены прямой речью, диалогами, цитатами, телефонными вставками и всяким таким.

Бывает, что вокалист не выспался или заболел. Shit happens, и тейки спешат на помощь, как Чип и Дейл. Разумеется, при условии что записаться нужно прямо сейчас, и перенос невозможен.

Но это всё ситуации, в которых вы сами разберётесь, как вам лучше действовать, когда с ними столкнётесь. Главный совет: адекватно оценивайте текст/партию, которые нужно исполнять, адекватно оценивайте свой общий и текущий уровень, и пишитесь тейками такой длины, которую вы уверенно потянете. Без надрыва своих возможностей, без рекордов и без мук окружающих людей, которым придётся терпеть безрезультатные сотни дублей, размазанные по 4-м часам. И стремитесь к записи максимально большими блоками.

И напоследок немного примеров.

*Просто нажмите на таймкод и трек заиграет откуда надо.

0:18 

5:26
Та Сторона - Поломаные

Нет, я не хотел, да и скажи, кто знал,
Что внутри у тебя... станет так пусто?
Если бы мы знали, как влюбляться...

Полностью на ютубе.

Исполнитель сделал паузу между "тебя" и "станет", в итоге строка подвинулась вправо, и следующее четверостишие словом "если" наползло на хвост слова "пусто". Это преступление из первой статьи - текст, написанный с наслоением частей друг на друга. Иногда это звучит хорошо, но здесь мне это не нравится, я не понимаю, зачем автор так сделал.

Я когда-то сделал кавер на эту песню, и с удовольствием починил бесящее меня место))

0:21

3:32
100 Атмосфер - Поломанные (Та|Сторона)

Нет, я не хотел, да и скажи, кто знал,
Что внутри у тебя станет так пусто?
Если бы мы знали, как влюбляться...

Полностью на ютубе.

Я пододвинул "станет" левее, прижав его к слову "тебя", и за ним сдвинулась вся остальная строка. И закончилась раньше, и поэтому "если" не наползало на "пусто". Я в этом месте тоже начал новый тейк, но в отличие от оригинала, он не перебивает хвост предыдущего тейка, что на мой вкус и слух более приятно, естественно и профессионально.

А вот ещё пример с ошибкой из первого пункта. Пример яркий, очевидный и вопиющий. Спасибо за него участникам 3-го Атмосферного баттла)

Нас интересует первый куплет.

0:27

3:59
GreatStep&Calipso - Последний штрих

Следите за выделенными местами - как новая строчка наслаивается на предыдущую, которая ещё звучит.

*ТЕЙК* Я так устал тебя писать с нуля каждый раз, как будто
Каждое твоё "я" менялось ежеминутно.
*ТЕЙК* Как бы я не пытался вспомнить хотя бы миг,
Ты снова себя стирала, из памяти удалив.
*ТЕЙК* Здесь всё не то и всё не так, от этих красок мало толку.
Не возвращай меня назад, молю - оставь хотя бы контур!
*ТЕЙК* Дай мне намёк, хотя бы малый, что ты недавно была тут,
И я продолжу за тобою тут рисовать мечту!
*ТЕЙК* Сбитый, испорченный нрав, сломанный менталитет
Я соберу по кускам вновь на чистом листе...
*ТЕЙК* Знания о нашей любви расставлю, как метки на карте,
Вытащу всё изнутри - себе не оставлю ни капли!
*ТЕЙК* Я вижу ты не веришь мне, но знай, что немой ответ
Для истинной судьбы в любви не значит "нет".
*ТЕЙК* И как бы я не пытался сделать последний штрих,
Ты снова уже другая - я снова там, где и был.

Вот так первый куплет выглядел у меня в проекте, когда я сводил этот трек.

Последний тейк я разбил на 2, чтобы последнюю строчку обработать дисторшном, но сам тейк там один.

Слышите эти пересечения? Это и есть текстовый брак. Записать такой текст одним дублем не выйдет, его придётся принудительно тейковать со всеми вытекающими последствиями.

А вот пример правонарушения по второй статье - припев без вдохов, записанный тейками по пол-строки:

3:53
Пицца - Романс

По второму пункту есть прицельная статья: Вдохи. В ней я как раз разобрал дыхательные проблемы этого припева.

Знаете ли вы што?

5:20
Eminem - Lose yourself
Сам Эминем на genius.com написал (https://genius.com/Eminem-lose-yourself-lyrics), что не помнит, был ли один тейк на все 3 куплета, но это было точно не больше одного тейка на каждый. Потом он что-то пытался переписать и улучшить, сравнивал с первой однотейковой версией и говорил - нет, нахер это, оставляем первую.

Его звукарь говорит, что там не то, что по одному тейку на куплет, а все три были записаны одним тейком, а припевы просто пропускались. Звукарю я верю больше.)

В качестве финального вывода: современные технологии дают нам разные возможности, и запись тейками - одна из них. Как и любыми костылями, ими нужно уметь пользоваться, но не стоит злоупотреблять этой технологией. Все главные навыки и сильные стороны должны быть сосредоточены в вас, в музыканте, а не в примочках.

Мы знаем, кто Тони Старк без костюма, а кто ты без тейков и автотюна?