Я так привык

Я привык петь в нос. Я так уже давно пою, у меня получается, мне так легче, да и вообще, меня всё устраивает, ты чего докопался? Это ж если идти на вокал, это деньги нужны, время. Переучиваться придётся, а когда учишься - это же тяжело, сначала ничего не получается же. Тем более, я вон, год назад пробовал, ходил к знакомой учительнице музыки, взял целых три урока, и ничего не изменилось вообще.

Да, ритмика кривая у меня, но я так всегда играл на гитаре. Я потом себя выравнивал в кубейсе, а щас я впервые решил попробовать не сам себя сводить, а отдаться в руки профессионала. Не, я конечно, понимаю, что в идеале было бы круто сразу играть ровно, но в век технологий микрокосяки же можно подровнять, в общем, я уже так привык.

Как тебе мой трек? ... Ну, понятно, что я не оксимирон, но вот в целом как? ... Хм. А что такое двойные рифмы? ... Ааа, понял. Ну, не знаю, это как-то слишком модно что ли. Слишком сложно. Я-то по-старинке пишу, рэп же должен нести смысл, тебе должно быть что сказать людям. А рифмы двойные, тройные - пофигу. Я вот простые рифмы пишу. Я так привык.

"Я так привык" переводится как "Я не собираюсь учиться".

Сомнительный повод для гордости. И речь ведь идёт не про чистку картошки, речь идёт про ключевой навык! Взять меня. Я звукарь, автор, исполнитель, аранжировщик, организатор баттла - кто угодно только не дизайнер. Поэтому когда мне нужно ради лулзов отрезать другу голову и поставить на её место арбуз, я захожу в гугл, вбиваю "онлайн редактор изображений", и иду по первой ссылке. Я так привык, и я не собираюсь ничему учиться и осваивать фотошоп. Но когда я у себя в студии слышу от исполнителя "я так привык" во время разговора про его вокал, его работу с ритмикой или односложные рифмы в 2017-м, у меня начинает жечь.

Если человек может не развиваться, он будет не развиваться.

Вот и законы Мёрфи подъехали. Улыбаемся и плачем.

Привычка вообще как работает, если по-простому. Сначала мы делаем что-то новое осознанно, а потом, спустя 100 повторений, делаем уже неосознанно. Осознанно - это обучение, неосознанно - это привычка. Этап осознания - это медленное и неэффективное делание, постоянные ошибки, тупняк и зависания мозга, всякие АААА, ПОНЯЛ, трата умственной энергии и прочие прелести обучения. Этап неосознанности - это быстрое и эффективное делание, отсутствие ошибок, красота и лёгкость, всякие СМАРИ КАК Я УМЕЮ, БАТЯ В ЗДАНИИ, ЕЕЕБОЙ, получение удовольствия от применения навыка и прочие прелести привычек.

Использовать привычки не только полезно, но и приятно. Поэтому отучить кого-то от чего-то - задача непростая. Если человек привык рифмовать односложно - подзатыльниками и поджопниками к двойным рифмам его не приведёшь. То его соседка сверху видела за гаражами, рифмующим "взял" и "дал", то пришёл после школы, а от него сильно пахнет семечками, но всё равно пробивается бездарная вонь связки "кровь-любовь". А на пронзительные вопросы ответ предсказуем - это пацаны рифмовали, а я просто рядом стоял.

Или взять исполнителя, который пришёл к определённой подаче своего вокала, и тоже привык к ней. За годы работы в данной манере он отшлифовал её до атомов, и теперь она блестит. Но вот, он начинает работать с новым аранжировщиком или делает совместную песню с другим исполнителем, и оказывается, что в текущем виде эта отшлифованная подача не ложится на музыку или не контачит с другим исполнителем. Прямо физически слышно, что это не звучит. Нобелевскую премию ему, если он признает, что его я-так-привыкшая подача в данном случае не годится. Ещё одну нобелевскую премию, если он сможет отключить режим я-так-привык и начать искать варианты как подогнать или даже изменить подачу под данный трек. И третью премию - если у него это получится.

Исполнители, одинаково орущие под жирные минуса и под лайтовую музыку. Исполнители, привыкшие бубнить под нос и под акустические клавиши и под электрогитары с убивающим битом. Басисты, привыкшие играть исключительно под ударные и не умеющие ровно играть под метроном. Звукорежиссёры, привыкшие работать с одними и теми же плагинами, и игнорирующие разницу между исполнителями, стилями и материалом, и выдающие на выходе одинаковый для всех высокочастотный кирпич. Привычки, ау! Что вы делаете? Астанавитесь!

Но они работают так, как работают, и астанавливаться не будут. И нам надо сделать то, что и всегда: признать, что они существуют, понять, как они работают, и начать цинично этим пользоваться.

Во-первых, я советую вам делать то, что делаю сам. Периодически задавать себе профилактический вопрос: то, как я сейчас делаю это - это лучший способ? Или я так привык, а о других способах не знаю? Какие ещё есть способы это делать? А то, может, я привык записываться тейками или петь миманот, имея в виду, что звукорежиссёр же должен за что-то получать деньги - вот и пусть работает, склеивает меня и тюнит. При том, что можно записывать одним тейком целые куплеты и петь в ноты.

Я вот в каждой второй статье пишу про Vocalign - программу для выравнивания даблов.

Я пишу про неё так часто, что со стороны может показаться, что я дабельный фетишист. И это правда!

После синхронизации дорожек по ритму вокалайном я часто тюню даблы в унисон с основным вокалом, что является механической работой, которую можно делать вглухую. И привычка привычкой, но однажды я задал вопрос, а нет ли аналога вокалайна для тюна? И оказалось, что есть. Кто ищет - тот находит.

Synchro Arts Revoice Pro - тот же производитель, что у вокалайна. Программа синхронизирует дорожки И ритмически И тонально. Уроки гуглятся на ютубе, сама программа на всяких рутрекерах. Шах и мат.

Второе, это что делать с привычкой, которую мы уличили в саботаже и предательстве. Её нужно разобрать до первоначального состояния и пересобрать с учётом планируемого патча. 

Интересно, почему я пишу статьи про музыку, а не книги по робототехнике?

Разобрать привычку - занятное сравнение. Привычка - как часы. Обучение - как их ремонт. Пока ты ремонтируешь чисы, они разобраны и не идут, на столе валяются детали, светят яркие лампы, на голове у тебя очки с увеличительными стёклами и специальные причиндалы вроде тонких отвёрток и всяких игрушечных плоскогубчиков. Ты напряжён, сидишь подкручиваешь, настраиваешь. В какой-то момент ты собираешь механизм, но не вкладываешь его в корпус - чтобы проверить, работает ли механизм, потому что вложить в корпус дело нехитрое. И выясняется, что ты забыл какую-то ёбаную шестерёнку, а потом ещё раз выясняется, что одну пружину ты надел не той стороной, и поэтому что-то там внутри прокручивается такое, что прокручиваться не должно. И вся эта внимательная микровозня требует умственного напряжения, как будто ты на последней пересдаче сдаёшь чёртов матанализ, который ненавидишь всем своим чистым сердцем.

И вот, наконец, всё. (удивительное предложение!)

Механизм работает, ты запаковываешь его в корпус, закручиваешь винты. Снимаешь очки, выключаешь слепящие лампы, откидываешься на стуле, похрустывает спина, глаза отдыхают в приятном полумраке. И в тишине слышно мягкое тиканье часов.

Через несколько минут ты надеваешь их на руку, и забываешь о них навсегда. - Так работает привычка. Ты долго её настраиваешь, а потом забываешь о ней на недели, месяцы, годы - до следующей настройки, потому что она делает ровно то, что должна без твоего вмешательства. Райское наслаждение)

Да, брать привычку, и возвращать её в сознание - трудно. Да, переучиваться трудно. Да, ты опять сидишь перед кучей разобранных деталей и так же ни хрена не понимаешь, как не понимал 4 года назад, когда учился этому с нуля. Тебе будет казаться - боже, я же столько уже всего прошёл, зачем я, взрослый бородатый мужик, опять сижу и вручную, в столбик, умножаю числа чтобы проверить таблицу умножения, это же такой дикий шаг назад, ведь всё это уже было, как я так учился, что мне нужно опять всё это делать? А что если потом снова придётся во всём этом разбираться и опять через всё это проходить? Песни-то когда писать, если я всё время буду сидеть и высчитывать слоги, чтобы разложить всё в двойные рифмы? А ещё есть такая особенность при перетаскивании навыков из подсознания в сознание - что первое время они работают хуже и медленнее, чем раньше. Им как временно увядшему растению нужно время, чтобы снова врасти корнями в новую почву. А это, знаете ли, неслабо дизморалит. Ты думал - так, эта привычка косячная, надо её улучшить. Покопался - и стало хуже. WTF??? Не этого как бы ожидает человек, который пытается что-то улучшить) Но таков механизм, это нормально. Если ты всё правильно сделал, дай переломам время зажить, отполируй жопочасами, и станешь ещё сильнее, чем был.

Тяжко, но тут либо постоянное развитие, либо на свалку истории к другим так-привыкшим.

Или ещё пример, как раз про вокалайн. Человек в течение полугода вручную резал даблы для своих 30 треков, и привык к этому способу. Привык, и вопрос для него закрылся. Когда ты что-то успешно делаешь, тебе в голову не придёт усомниться в своём методе и спросить себя: "Окей, я уже умею это делать. А что, если я неэффективен? Что, если я в чём-то ошибаюсь? Что, если это можно делать в 10 раз быстрее или в 10 раз качественнее, а я об этом даже не знаю? Что, если это вообще можно не делать, или - о ужас - если это нужно не делать?". Но если вопрос закрылся - значит, ты больше не развиваешь навык.

Однажды Альберта Эйнштейна спросили, в чем он видит основное различие между собственным интеллектом и интеллектом других людей. Он задумался ненадолго, а затем ответил:
— Если люди ищут иголку в стоге сена, то большинство из них останавливаются, как только найдут ее. Но я продолжаю поиски, обнаруживая вторую, третью и, возможно, если мне очень повезет, даже четвертую и пятую иголку.

Человек, возможно, не собирается работать звукарём и сводить в день по 4 трека в течение следующих 20 лет своей жизни, поэтому скорость его устраивает, если не сказать - не интересует. Но с точки зрения эффективности - зачем тратить на что-то 10 минут, если это можно сделать за 20 секунд? И совсем страшный вопрос - если ты неэффективен в одном вопросе, пусть, и не важном, то может быть, ты неэффективен и в других, в важных?

Эффективность или неэффективность - это тоже своего рода привычки, и обычно мы все дела делаем по одной схеме. По эффективной или по неэффективной. По той, по которой привыкли. А если посчитать: 10 минут = 600 секунд. 600/20 = 30. Почему бы не ускориться в 30 раз на ровном месте? И повторю вопрос, но уже с цифрами: если ты в одном месте, пусть и не важном, недобрал 3000% эффективности, может, ты теряешь по 3000% и в других местах, но уже в важных? Вот вам и секунды.

Не думай о секундах свысока.

Короче, не то чтобы я защищал животных, но тянуть кота за яйца - неправильно.

Или пример про ту же подачу, которую я уже приводил в пример. Научился исполнитель шпарить всегда с одинаковой подачей, и где надо и где не надо. И наслаждается. Нуок, он так привык, а использование привычки, как мы помним, приносит удовольствие. Он научился одному приёму, одному исполнению, одной подаче, и теперь, как старая собака, которая не может научиться новым трюкам, использует везде только его. Хочется задать человеку каверзный, но при этом помогающий наводящий вопрос - данный трек ты записал именно таким голосом и с такой подачей - потому что осознанно пришёл к тому, что так лучше для трека, потому что сравнил и выбрал, ИЛИ ПРОСТО ДЕЛАЕШЬ ПО ИНЕРЦИИ, ПОВТОРЯЯ ПРОГРАММУ, КАК РОБОТ?

Дьявол, опять роботы. Только мне показалось, что я переключился на яйца котов и старых собак, как опять чёртовы роботы!!

А вот ещё пример, более хитрый.

Многим, кто работает с фрилансерами, знакома главная проблема - их постоянно нужно дёргать. Какая бы ни была стоимость и важность у твоего заказа, ты должен быть не только клиентом, но и нянечкой для взрослого бородатого мужика. Потому что когда ты кинешь ему тз, он напишет - окей, вечером посмотрю и отпишусь. И, разумеется, вечером он не посмотрит и не отпишется. И завтра тоже. И тогда завтра вечером ты пишешь ему сам, как настоящая нянечка - всё ли у тебя хорошо, зайчик? Ты посмотрел тз, котик? И он смотрит при тебе, и оказывается, что он адекватный и вменяемый человек. Вы обсуждаете детали и договариваетесь, что котик напишет через 5 дней, когда сделает первый этап. На 6-й день ты снова входишь в режим бэйбиситера и пишешь ему - пупсик, ты сделал домашнюю работу? И так далее. Пока ты ему пишешь - пупсик работает. Как только ты перестаёшь ему писать - ты как будто перестаёшь существовать для него, как будто он не пупсик вовсе, а ёбаный солипсист.

Гадалка раскладывает карты и говорит клиентке:
— О! До 50 лет вы будете страдать от нехватки денег.
— А потом?
— А потом привыкнете.

Да, к этому можно привыкнуть. Но это не нормально. Это можно делать быстрее, качественнее и без жутких мук. И более того, именно потому что ты к этому привык, у тебя пропала мотивация это менять. Это можно назвать словом СМИРИЛСЯ.

Смирился и стал нянечкой для них. Для бородатых мужиков, от которых тебе нужны дорожки баса, для выбритых мужиков, которые никак не пришлют раскладку минуса, для мужиков в очках с красными глазами, которые не могут сделать последнюю правку для обложки трека, для солидных женщин, которые общаются с тобой на вы, для милых девочек, которые обещали прислать тебе бэки, для мужчин в пиджаках, которым, по их словам, очень важен имидж и удовлетворённый клиент. А можно разобрать привычку, как часы, и пересобрать её, чтобы открыть другой выход. Выход, в котором тебе можно остаться всего лишь музыкантом, и не превращаться в нянечку для бородатых мужиков.

Для бородатых мужиков с красными глазами, которые на самом деле роботы.

Можно привыкнуть к тому, что ты пишешь тексты быстро, но поверхностно, или пишешь долго и глубоко, а можно осознать и начать разбираться - как быстрым текстам добавить глубины, а глубоким скорости. Привыкнуть к тому, что на репетициях садится голос, а барабанщик мажет мимо бита, а басист не учит дома партии и опаздывает. Привыкнуть, простить и терпеть, и после поджопника по левой щеке рефлекторно подставлять правую. Или привыкнуть помогать людям, привыкнуть требовать от себя и других Уровень?

Привыкнуть использовать примитивные очевидные рифмы или привыкнуть искать качественные?

И так далее, и так далее, и так привык.

Мне иногда говорят, чтоб я писал статьи покороче и лаконичнее, а то длинные слишком. Извините, ребят - я так привык.

Я так привык, но вы там держитесь.

А как привыкли вы?