Правило 72 часов

Сперва кажется, что это волновая форма малого барабана из Аддиктив драмс, которую я заскринил в Кубейсе, но если присмотреться, становится очевидно, что это график падения мотивации со временем.

То, что мотивация со временем слабеет, мы все плавали-знаем. И мы не единственные такие умные и наблюдательные мореплаватели. Если погуглить про мотивацию, то мы много раз наткнёмся на всякие правила скольких-то часов - 24, 36, 48, 72, и они будут сводиться к тому, что если у тебя появилось желание что-то сделать, нужно начать в эти первые 2-3 дня, иначе мотивация угаснет, и потом ты вряд ли уже это сделаешь.

Среди всех этих часов и правил наибольшую популярность получило правило 72 часов Бодо Шефера. Копипасточка.

"Немецкий писатель и бизнес-тренер Бодо Шефер описал так называемое правило 72 часов. Его суть заключается в том, что если у тебя появились какие-либо планы или мечты, ты должен начать их выполнение в течение 72 часов после их появления. Это может быть даже совсем незначительный шаг, но в твоем понимании он обязательно должен вести к осуществлению твоей мечты."

В другом источнике цифр поболе, но суть та же:

"Если вы начнете действовать в течение 72 часов, у вас есть 99% из 100 на то, что вы добьетесь успеха, и лишь 1% — на провал. Все, что для этого нужно, — лишь принять осознанное решение реализовать свою идею."

Как этим пользоваться - ясно. Захотел что-то сделать - делай сразу!

Услышал в песне новую гармонию, которая тебя заинтересовала, - тащишь гитару, подбираешь. Можно и аккорды погуглить, но когда делаешь сам - учишься глубже. Услышал новый инструмент в чьём-то треке - открываешь секвенсор, пытаешься накрутить такой же звук. Услышал новый приём в тексте - открываешь текстовик и пытаешься повторить. Придумал идею для песни, садишься и пишешь хоть что-нибудь, хоть проект новый создай и раскидай по нему лупы, хоть пусть заметка пустая появится с двумя рифмами. Начало - половина всего.

А откладывать в долгий ящик - с огромной вероятностью значит сделать идее аборт.

Вот, в общем-то, и всё. Появилось желание что-то сделать - делайте сразу. До встречи в следующих статьях! Но я не был бы собой, если бы не усложнял простейшие вещи!))

Всё написанное выше - это плюс-минус краткое содержание всех интернет статей про правила х часов. Между абзацами там вставлены картинки мужчин в пиджаках, цитаты о том, что важно не сдаваться и идти к мечте, что все мы гении со скрытыми талантами и так далее.

Давайте добавим немного реальности в этот океан слащавого дерьма.

Да, мотивация падает со временем, но она падает, только если человек нихера не делает. Если делает - мотивация сохраняется на определённом рабочем уровне, прыгает вверх и вниз, и в целом позволяет работать столько, сколько нужно для завершения дела - дни, недели и месяцы. И закон тут простой - мотивацию поддерживает движение к цели. А точнее, приближение. Цель - то, что нас изначально замотивировало. Как только мы останавливаемся - перестаём делать вообще или буксуем на одном месте - мотивация падает.

Буксование - это как раз пример того, когда есть движение, но нет приближения. Буксующий человек очень много и обильно двигается - например, когда перебирает сэмплы ударных или отрабатывает какое-либо место в новой песне, или когда бегает по 20 клубам, выбирая для своего концерта наиболее подходящий, впевает сложную строчку, 200 раз на записи пытается исполнить невыносимое для дикции словосочетание типа "безумство собственного взгляда" и прочие ситуации, где нужны многократные повторения.

Эту фишку нужно иметь в виду - повторения и всякие переборы вариантов необходимы для вашего развития, для движения вперёд, но они не приближают к цели напрямую, и поэтому мотивация падает, а мы воспринимаем такие действия как скучные, и делать нам их как-то лениво, и можно ли обойтись без этого? Это так центр мотивации говорит нам, что в данный момент мы не приближаемся к цели и теряем мотивацию.

Так это работает, это нормально. Лень, как и боль, - это просто информация. Боль - информация о повреждении, лень - информация о том, что в отсеке мотивации проблемы.

Приближение к цели происходит небольшими шагами (написал четверостишие, набил луп, записал куплет), и каждый выполненный шаг поднимает мотивацию на сколько-то условных единиц. А простой или буксование - наоборот, забирают по сколько-то единиц мотивации в час. Поэтому если у вас загорелась мотивация что-то сделать, и вы начали делать шаги, то ваш график никогда не будет как в начале статьи. Тот график - график овоща, который захотел написать песню для радио, 3 дня думал как классно будет это сделать, думал над понятием радио-формата, думал, с кем он будет работать, но так никому не написал, не позвонил, не погуглил, ни у кого ничего не спросил, проект не создал, ни одну радиостанцию не включил, ни один форматный хит не проанализировал. Если вы не овощ, то после каждого вашего шага, даже самого маленького, график мотивации будет подниматься. Потом снова сползать вниз, потом вы ещё что-то делаете, он снова поднимается, и так далее - ваша мотивация будет живой!

Не совсем то, что я имел в виду - это скорее похоже на пульсацию мотивации в пределах дня-недели-месяца, но суть понятна.) Более точным был бы график какого-нибудь уровня глюкозы в крови, но это тема для следующего моего блога - Лёгкий способ победить рак.

Следующий момент. Допустим, ты получил мотивацию, но по каким-то причинам 3 дня играл овоща. Мало ли что помешало - работа, личная жизнь, любимый сериал или игра (которые дали более сильную мотивацию и перебили мотивацию музыкальную). Всякое бывает. И вот, 72 часа прошли, мотивация в нуле, осталось только воспоминание о том, что ты хотел что-то там сделать. А воспоминание без мотивации - это трупик желания. Нужно дефибриллировать.

Возникают жуткие вопросы типа - Как заставить себя что-то делать? Как довести до конца песню? Как себя замотивировать? Суть вопросов правильная, и состоит в том, что ты хочешь понять, как работает мотивация, и начать ей управлять так, как нужно тебе. Но сами формулировки отдают чем-то типа Как заставить себя получать удовольствие от жизни, или как заставить себя быть счастливым, или вроде того)))

Итак, дефибрилляция.

Правило 72 гласит, что если мы начнём в первые 72 часа, то, скорее всего, нас ждёт вин. А если не начнём, то вряд ли мы дойдём до конца. Что я могу сказать из своего опыта, что это "вряд ли" не значит "никогда". Я вот автор долгий, и многие песни пишу месяцами, а некоторые годами. Долгий ящик - это мой основной рабочий инструмент, и я как практик говорю вам, что если вы что-то не сделаете в первые 72 часа, это не значит, что вы не сделаете вообще. А что же это значит?

Это значит, что первые 72 часа - время бонусной мотивации. Халявной. Период, когда вам будет легче и продуктивнее работаться. Вы будете получать больше удовольствия, в самом процессе будет больше жизни лично для вас как для автора. Сколько бы я не говорил в статьях про то, что нужно всё продумывать и наматывать 10 киложопочасов опыта, всё равно писать песни быстро - круто и охерительно, и конечная цель любого вида мастерства именно в этом - делать качественно и быстро.

У меня были песни, написанные и за день и за ночь. Да, это весело, стильно, молодёжно. У любого музыканта, я думаю, есть и такие вот блицкриговые песни, как есть и долгоящичные. При этом, если вы не штампуете песни, а прямо пишете их, работаете над ними - то работать вам придётся в любом случае. И гитару вы всё равно потом шесть раз перепишете и три раза пересведёте трек с нуля, но в эти 3 дня будет особенно легко. Вот и всё - бонусная мотивация, и никаких разговоров про невозможность после её истечения!

Что же делать после 72-х часов? Как-то же люди живут там - известные артисты явно же пишут альбомы не за 3 дня, и всё у них с мотивацией в порядке.

Главная мысль та же, что я транслирую из статьи в статью: если вас не устраивает что-то, что плохо работает само по себе без вашего вмешательства, значит, нужно вмешаться и настроить это так, чтобы оно начало работать нормально!

В данном вопросе нас интересует управление мотивацией. Несколько практичных штук я уже выше рассыпал - что действовать нужно сразу как только появляется желание, что с бездействием мотивация угасает, что успешно выполненный шаг/этап/действие повышают мотивацию, а значит, действовать желательно постоянно, хоть и по чуть-чуть, что повторение-переборы-буксование - вещи полезные, но не поднимающие мотивацию, что мотивация - штука живая, и может колебаться вверх-вниз. Понимание этих вещей уменьшает бардак в голове и добавляет порядка, согласитесь.

Ещё у меня есть ответ на жестокий вопрос - как себя замотивировать. Как просто взять и из воздуха добавить себе несколько десятков очков бонусной мотивации. Я заметил за собой ещё давно, что когда я слушаю свои старые треки, меня это практически всегда вдохновляет, заряжает и мотивирует. Если я слышу в треке что-то, что на сегодняшний день я считаю ошибкой, я мотивируюсь на то, чтобы пойти и написать новый трек, в котором я принципиально не совершу ту же ошибку. Если я слышу в старом треке удачный приём, я мотивируюсь на то, чтобы повторить сделанное, да ещё и превзойти. Где-то мне нравится атмосфера и эмоциональный посыл - и я иду повторять+превосходить себя. Где-то мне не нравится, я с чем-то уже стал несогласен, и я тогда мотивируюсь опровергнуть себя же.

Похожий эффект возникает, когда я слушаю чужую музыку. Я могу услышать интересную атмосферу, и понять, что она мне нравится, это моё, и захотеть сделать так же, но в своём стиле. Или я слышу отличный текст, отличную тему, но мне категорически не нравится музыка - и моей целью становится сделать такой же трек, раскрыть ту же тему, но во-первых, по-своему, а во-вторых, под хорошую, правильную музыку.

Я знаю, что это меня мотивирует, и я этим пользуюсь. А что мотивирует вас? Каковы ваши секретные резервы бонусной мотивации? Кого-то вдохновят старые демки или дерьмовые видосы с отыгранных концертов, кого-то - респекты фанатов или желание выиграть баттл, кого-то чужой успех или чужие фейлы.

Управление своей мотивацией начинается с того, что вы выясняете, что вас мотивирует. Может, нужно, чтобы ваша вторая половина сказала "Даа, вот это классно, репит!", или чтобы слушатели (хоть их пять человек, хоть пять тысяч) респектовали в первую очередь тексту? Или исполнению? Или получать признание в любом виде - репосты, респекты, попытки взять у вас интервью или привезти вас в другой город с выступлением?

Причём, список этот не состоит из одного пункта, это именно список. И одни вещи будут мотивировать вас сильнее, чем другие. Самым сильным мотиватором будет тот, который вытекает из ответа на вопрос - Зачем я занимаюсь музыкой? Представьте, насколько этот мотиватор силён, если он заставил вас изменить свой образ жизни, заставил научиться новому и учиться этому, писать все эти треки, учиться играть на инструменте, тратить деньги на создание-продвижение песен и клипов, сколько лет вы уже этим занимаетесь? Это очень мощная движущая сила, и она тащит вас вперёд через любые обстоятельства, проблемы и отмазки. Если вы осознаете эту силу, сформулируете, зачем же вы занимаетесь музыкой, и будете постоянно об этом помнить - вы откроете доступ к своей Эйве (привет, Аватар). Так зачем?

Зачем вы занимаетесь музыкой? Зачем вы пишете песни? Что вы потеряете, если перестанете?

Следующий момент, это как раз пробуксовка. Ни один мастер ещё никуда не смог убежать от 10 000 жопочасов. У вас будет, я даже скажу - у вас должно быть - много ситуаций, когда вам нужно будет совершать долгий и нудный перебор вариантов. Именно в эти периоды вы будете становиться лучше. И как же всё-таки выполнять тупое однообразное повторение, чтобы оно не убивало мотивацию?

Я решил для себя эту проблему сменой цели. Давайте возьмём такую ситуацию - я услышал чей-то трек, где были специфические ударные, которые меня очень вдохновили и замотивировали. Пусть это будут относительно модные сейчас 808-е ударные. И захотел я, значит, сделать трек с такими ударными. Создал новый проект, сижу, пишу минус. Цель - сделать трек, и мотивация у меня горит именно под эту цель.

И вот, я сижу на рутрекере и читаю описания разных паков 808-х ударных, качаю их, прослушиваю. Загоняю их в проект, меняю друг за другом, ищу такой звук, чтоб прям был как в том треке, чтоб просто УБИВАЛ!!! А всё это время изначальная мотивация, выделенная под "сделать песню" смотрит на меня и ждёт. Она смотрит на мои действия, и для неё очевидно, что за эти 4 часа, что я читал, качал, перебирал - я ни на йоту не приблизился к созданию песни. До сих пор нет ни гармонии, ни лупа, ни строчки, ни хитового припева. И мотивация потихоньку угасает - всё логично, ведь ты не приближаешься к цели.

Я много раз с этим сталкивался, пока не понял, в чём проблема. Я часами перебирал сэмплы, днями качал стогигабайтные библиотеки скрипок, и прочее - если говорить про звуковую сторону дела. А если говорить про опыт работы в группе и брать цель - сыграть охренительный концерт, - то пробуксовка выражалась в переборе музыкантов, долгом поиске подходящих людей, десятках репетиций и прочих штуках - уверен, кто проходил это, может и сам продолжить список.

Так вот, решение лично для меня оказалось в том, что когда большая изначальная цель распадается на несколько подцелей, эти подцели нужно переформулировать заново, и менять для каждой из них мотивацию. Зачем? Как раз чтобы исключить влияние пробуксовки.

Возьмём опять ситуацию с подбором сэмплов. Ты вроде как сел писать песню, но сначала вынужден 10 часов потратить на поиск, подбор и настройку сэмплов. Чтобы всё прошло хорошо, нужно забыть первоначальную цель, законсервировать изначальную мотивацию, сохранить её, и поставить новую цель: разобраться с ударными, накачать их, отобрать, распихать по папкам, структурировать, сделать себе пару рабочих китов, чтобы в следующий раз можно было просто открыть их и сразу пользоваться.

Всё. Мы не занимаемся песней, мы занимаемся отдельной звукорежиссёрской задачей - возимся с ударными.

Статья уже и так длинная, поэтому идём до конца))) Представь, что друг, мама или сосед попросили тебя отнести что-то куда-то. Например, документ в налоговую или взять что-то на почте. На Почте, прости господи, России. И ты пришёл - а там очередь на 4 часа. И ты такой - бляяяя, это будет самое унылое и жуткое отнесение документов в моей жизни. И ты 4 часа страдаешь, потому что правильно относить документы надо так: зашёл, отдал, вышел - общее время 46 секунд. А у тебя 4 часа. Жесть и муки.

Но если поменять цель, то всё становится терпимо. Мы меняем цель с "отдать документы" на "весело провести 4 часа в очереди". Достаём смартфон, открываем фильм, листаем ленту, переписываемся с друзьями, выходим на улицу подышать воздухом, читаем статьи или книгу. Цель, конечно, идиотская, но явно лучше цели "протерпеть 4 часа в очереди" или "отстоять мучительные 4 часа и сделать то, что должен". Практически миссия из компьютерной игры - продержаться 4 часа))

Так что, формулировка в данном случае очень помогает с решением проблемы. Вспоминается один из моих любимых анекдотов:

В один монастырь приехала комиссия, составленная Святейшим Синодом из настоятелей других монастырей. Один из членов комиссии приходит к местному настоятелю и с изумлением говорит, что монахи во время молитвы курят!
-Ну и что же? Наш монастырь запрашивал Святейший Синод, можно ли курить во время молитвы.
-И что же вам ответили?
-Что нельзя. А потом мы спросили, можно ли молиться во время курения, и нам сказали, что можно. Видите, все зависит от постановки вопроса!

Прикол в том, что работа эта по перебору сэмплов на 100% механическая, и мотивации практически не требует. Тут нужна только дисциплина. Собраться, взять себя в руки, сделать глубокий вдох и убить на это условное воскресенье. И это будет всего лишь одно убитое воскресенье, а в качестве приза будет возможность все будущие песни писать без этого технического ступора. И пока ты будешь сидеть эти 12 часов, отслушивая сэмплики, копируя их в правильные папки, ты не будешь думать "о боже мой, я же песню сел писать, почему я занимаюсь этой хернёй, мне так лень это делать, я столько времени трачу на херню!". Мыслей таких не будет, потому что цель в том и состоит, чтобы позаниматься 12 часов хернёй и исключить этот унылый этап в будущем.

Если не получается курить во время молитвы - молитесь во время курения!

Ещё пример, я уже описывал его в статье На технологии надейся, а сам не плошай.

"Я когда-то не умел равнять бэки, не умел тюнить (автотюн уже существовал, но я был просто не в курсе), про VocAlign не знал, и даже не знал, что можно писаться тейками, поэтому выход был один - записывать всё изначально круто. В итоге каждая запись была не столько записью, сколько тренировкой. Это было очень тяжело до тех пор, пока я не стал относиться к этому правильно. Я-то думал как: песня готова, надо ВСЕГО ЛИШЬ её записать. Но на записи вылезало столько проблем и ошибок, столько всяких штук, которые я не умел, и с которыми нужно было что-то делать, что руки опускались и не поднимались.

А оказалось, что к записи на начальном этапе нужно было относиться именно как к тренировке+записи. Первичной должна была быть именно тренировка! До сих пор помню песню (Не надо слёз), которую я писал, по-моему, 2 недели по 3-4 часа каждый день. То дикции не хватает, то эмоций нет, то не те интонации, то ещё что-то не получается...

Но это всё было совершенно нормально. Я приходил в спортзал и бил грушу. В этом и есть основная задача начинающего. Общая физподготовка и мочилово груши. Это и было обучение! А я каждый раз пытался победить грушу))"

Я думал, что моя цель - записать песню, а надо было цель ставить - научиться записывать или научиться читать с хорошей дикцией (с эмоциями, с интонациями, с ритмикой и пр.). И получалось, что относительно цели "записать песню" я терял время и топтался на месте. Но вот с точки зрения "научиться читать" я всё делал отлично - обучение это как раз попытки, ошибки и жопочасы!

Это и есть управление мотивацией: делая совершенно то же самое, с одной целью вы чувствуете, что тратите время и не хотите жить, а с другой - развиваетесь и движетесь вперёд семимильными шагами. Ещё раз:

Если не получается курить во время молитвы - молитесь во время курения! 

Напоследок резюмируем ключевые моменты.

Правило 72 часов состоит в том, что первые 72 часа после возникновения мотивации, вы горите адским пламенем, и делаться всё будет легко и играючи. Первые шаги лучше сделать именно в этот период, сразу.

Если ничего не делать для достижения цели, мотивация постепенно угасает.

Если что-то делать и получать пусть и маленькие, но результаты, мотивация будет пополняться. Мотивация живая, она дышит и бьётся, ей можно и нужно управлять.

Если вы делаете много, потеете и стараетесь, но движения к цели нет - это называется пробуксовка - то ваша мотивация всё равно будет падать. Мотивация учитывает только приближение к цели, а не движение само по себе или количество потраченных сил.

Для пробуксовки есть причина. Эту причину нужно найти и, отталкиваясь от неё, поставить новую под-цель. Обычно она будет связана с повторением, перебором или ещё какими-то однообразными попытками. Однообразными, но необходимыми и полезными.

Как себя замотивировать? Тема необъятная, но в качестве маленького лайфхака можно вспомнить вещи, которые вас мотивируют. Послушать свои старые треки, новые демки, видео с концертов, имеющиеся клипы. Послушать своих кумиров, пообщаться со слушателями или коллегами. В конце концов, ответить на вопрос Зачем я занимаюсь музыкой? Зачем я пишу песни? Зачем я выступаю? Наверное, это не поможет сделать вам что-то, что вы не хотите делать ни в какую, но временный толчок даст точно.

Вот, в общем-то, и всё. Появилось желание что-то сделать - делайте сразу. До встречи в следующих статьях!