Кому писать песню?
Я уже касался этой темы вскользь, но подумал и понял, что нужно прощупать эту тему до синяков. Снова обратимся к аналогии.
Итак, адресат. Я много переписываюсь по e-mail-у с друзьями. И с тех пор, как я занялся музыкой, я заметил, что у письма и песни есть несколько общих моментов, из которых нас интересует адресность.
Вы живёте, ходите, общаетесь с людьми, и вдруг что-то происходит, и вы решаете написать письмо определённому человеку. «Что-то происходит» - может, вы поняли что-то важное, что интересно этому человеку, или что-то произошло в материальном мире, что касается человека и о чём он должен знать.
Вы заходите в почтовый ящик, пишете ему письмо, нажимаете «Отправить» и с чувством удовлетворения продолжаете жить, ожидая ответ.
Это – как надо. В идеале песню вы будете писать так же. А теперь давайте погрузимся в «как не надо»! :)
Он жил нормальной жизнью, ходил, общался. Ничего не происходило. И вечером он решил «а напишу-ка я письмо!». Зашёл в почтовый ящик, нажал «Новое письмо», и, потирая руки, сел писать. :)
Полчаса он придумывал тему письма, но, не придумав ничего сверхъестественного, остановился на варианте «Моё пламенное письмо».
Ещё полчаса он думал, с какого слова начать. Слово «Привет!» казалось ему слишком банальным, а «здравствуйте!» было чересчур серьёзным и никак не соответствовало «пламенному». Но оригинальность взяла своё, и первое слово стало «Hello!».
«Хорошее начало!» - подумал наш герой и потянулся – за час сидения за компом туловище порядком затекло. Следующий час он писал текст письма. В результате получилось примерно следующее:
«Моё пламенное письмо
Hello!
Я сижу и пишу это письмо. В комнате больше никого нет. Только я и Яндекс. Я ощущаю себя пустым, как новый почтовый ящик. В целом я жизнью недоволен. Мне кажется, что я воспринимаю мир цинично и вижу в нём только худшие стороны.
Я начинаю второй абзац письма. Это интересно. За окном кричит сигнализация. А я чувствую себя пустым, как новый почтовый ящик. Это сравнение я придумал, потому что пишу письмо.
Я недоволен жизнью ни в целом, ни по частям. У меня есть только новый почтовый ящик и это письмо.
Good bye!»
Наш герой встал из-за стола с чувством, которое, видимо, испытывал Бог, когда закончил создавать Мир.
Выпив чаю, он вернулся, удовлетворённо перечитал текст и нажал «Отправить». Яндекс ответил в духе «Вы не указали адрес получателя», но наш автор гордо закрыл окошко и лёг спать.
Прошла неделя, но никто ему не ответил. Он начал переживать. «Почему же, ведь я написал письмо!?» И он пошёл на форум писателей писем и создал тему, где привёл своё письмо и потребовал публичные комментарии.
Отвечали ему, что письмо в целом очень неплохое, что у автора есть все шансы стать самым известным письмописателем, и что он должен продолжать!
Как видите, друзья, всё крайне печально. Вы говорите «Какой аццкий бред!». Так вот я говорю то же самое. Когда слушаю случайные песни на realmusic и других форумах в разделе «Ваше творчество».
Не все, конечно, такие. Есть песни «не для меня», - но про такие я сразу говорю «Я ни черта не понял, но понял, что песня для других людей. Им она будет понятна». Давайте не будем вместе с младенцем выбрасывать корыто. А есть песни ни для кого. Вот о них и речь.
Прохаванные ребята в таких случаях говорят о целевой аудитории и употребляют слово «маркетинг». Это то же, о чём говорю и я. Только даже несмотря на мой цинизм, у меня опускаются чакры, когда я слышу «целевая аудитория» и «маркетинговые исследования» применительно к музыке.
Итак. Песня – общение, а общение учитывает личность собеседника. Когда в следующий раз будете писать, подумайте, кому и зачем вы это пишете и как в тексте вы учитываете личность слушателя.
Несколько песен я сделал прямо из писем. Сначала написал текст, но потом вместо «Отправить» выделил, скопировал, зарифмовал, спел и – нате. Почитайте свои старые письма – можете найти свой будущий хит. :)
Кто-то из великих сказал: «Лучшие песни были написаны для одного человека». Есть над чем задуматься.
Если вы пишете песню «для людей», обычно это значит, что слушать её будут только ваши друзья и 500 человек с вашего сайта. Как говорят маркетологи, «товар для всех не нужен никому».
Я говорю, конечно, о тексте. Так как исполнения всё вышенаписанное не касается. Да и вся рассылка к исполнению отношения не имеет – для исполнения нужно только ходить на вокал, слушать лучших и, подражая им, совершенствоваться, постепенно идя к своему стилю, а не рассылки читать.
Что интересно, когда вы понимаете, кому пишете и держите в голове образ этого человека и ваших с ним отношений, - что бы вы ни придумали – оно будет совершенно логично и понятно. Маразмы типа «любезный синус» или «светофорная дружба» вообще не придут вам в голову. Надеюсь.
Да, вы правы, эту песню многие не поймут. Потому что будут образы и детали, известные только вам и адресату. Зато те, кто поймёт, испытают аццкое сопереживание. Помните график функции 1/х? Так вот вертикальная ось – это сила эмоций слушателя, а горизональная – количество человек, для которых пишется песня. Чем больше людей вы хотите зацепить – тем слабее будет ваш крючок. А если пишете для одного – этому одному просто крышу на фиг вырвет с корнем. :)
Давайте чуть увеличим масштаб. Пишем не для одного, а для ваших 500 фанатов. В песне достаточно упомянуть что-то про «Пятьсот фанатов» и все 500 фанатов почувствуют себя соучастниками и начнут прятать улики. А наутро вы придёте, и фанатов окажется уже 1000. Можно, конечно, теперь написать про 1000 фанатов, но может не прокатить. Скажут, «аффтар, повторяешься!».
Далее увеличиваем. У вас 5000 фанатов, из которых 3000 из вашего города. Пишете песню про ваш город с упоминанием площади Ленина, памятника Дзержинскому или что там у вас в городе охренительно знаменитое. И 3000 людей проникаются к вам глубокой сыновней любовью, или как там. Почему? Ну потому что вы про них поёте и про себя. Вы все – вместе. Вы с ними общаетесь, говорите на одну общую для вас тему!
Подход ясен. Может, у кого-то есть вопросы лично ко мне. Напишите письмо. В качестве упражнения :)
Mr. Zer0