С чего начать?
С чего начать?
Слушая и анализируя тысячи песен, я пришёл к выводу, что в лучших из них совершенно чётко прослеживается разделение на главное и второстепенное. Это может быть мелодический ход из трёх нот, это может быть приём исполнения (гроул, скрим, шёпот, дабл-трек или новомодная обработка автотюном), гитарное соло, эмоциональность, идея песни или любой из сотни параметров.
Иногда это «главное» называют фишкой, изюминкой. Иногда говорят, что песня заставляет задуматься. Так вот, главное – это то, на что обратили внимание большинство слушателей.
Соответственно, если слушатели после прослушивания говорят каждый о своём (одному понравилась мелодия, третьему текст, десятому – гитарное соло), - значит, автору выделить главное не удалось и песня не реализовала максимальный потенциал.
Отклонения мнений, конечно, будут, но большинство слушателей должны обратить внимание на что-то одно, в чём заключается смысл и суть песни – и за это отвечает автор. Вообще, автор должен чётко понимать, от каких моментов в его песне слушатель будет получать кайф, а от каких – спокойно расслабляться, и что вообще будет чувствовать по ходу прослушивания. Как достичь этого понимания, я расскажу в следующих выпусках, в этом нет ничего сложного.
Найти главное (фишку, изюминку, суть) – первоначальная цель автора. Это несгораемая сумма =), найдя которую, песня получает первый разряд (как в спорте) и дальше она может стать только лучше; стать хуже не сможет даже при самом поганом исполнении. Кстати, я утверждаю, что песню с фишкой не может убить даже самое херовое исполнение (если фишка не в исполнении, конечно). Поэтому очевидный способ отличить настоящий хит от просто хорошего исполнения – послушать в другом исполнении. Я вот сколько не слушал песню ДДТ – «Дождь» в исполнении самых «выдающихся» дворовых «вокалистов» - каждый раз получал удовольствие :)
Итак, как же добраться до этой несгораемой суммы?
Практика показывает, что формально начинать песню можно с чего угодно: с гитарного риффа, рисунка ударных, удачной рифмы, интересного образа, эффекта и так далее. Но! Это просто искра, первый толчок, которым ты вдохновляешься и начинаешь творить. Впоследствии ты можешь выкинуть эту искру из песни вообще – и многие известные музыканты в интервью постоянно об этом твердят (советую, кстати, посмотреть фильм о том, как Линкин Парк создавали и записывали альбом Minutes to midnight – много полезного почерпнёте. Можно скачать с рутрекера. Так же советую посмотреть создание их же альбома Метеора. Linkin Park - Making of Meteora).
Если воспринимать создание песни как строительство замка, то первый толчок – это коридор для строителей к главному залу – после завершения его можно разрушить и на его месте разбить клумбы :)
Где брать этот толчок, искру? Везде. :) Приведу пример из своего опыта. Шёл по улице, мимо проехал джип, из него глухо, но громко играла музыка. Услышал только обрывок мелодии, и по нему придумал остальную часть. Мелодия понравилась, она меня самого цепляла (кстати, это один из признаков того, что вы на верном пути, что вы нашли главное – если то, что вы придумали, цепляет лично вас) и я шёл, напевал её, придумывал текст и аккорды.
Далее я совершил ошибку, от которой предостерегаю всех. Я не записал эту мелодию и решил, что «запомню». Ага, щас. Пришёл домой – и забыл полностью. Ритм, ноты..
Пришлось придумывать заново. Придумал что-то близкое, но совершенно другое. Удовлетворился этим. :) Так что совет такой предлагаю. Так как сейчас все носят с собой мобильники, а на них обычно есть функция записи аудио или видео, - как только что-то придумали, сразу же записывайтесь.
Кроме того, что это можно сделать быстро, - вы ещё и сохраните первоначальные эмоции, которые вы испытали, только придумав мелодию. И переслушивая дома, в спокойной обстановке, сразу услышите – заражает вас эта энергетика, или опять получилась фигня. :)
Забегая вперёд, скажу, что слушатель будет по ходу слушания песни чувствовать то же, что чувствовал автор, когда только сочинил. Поэтому крайне важно запоминать, что вы почувствовали, только придумав очередную строчку, и если ощущение вроде «Опять шляпу написал, ну да ладно, и так сойдёт» - слушатель почувствует то же самое.
Где ещё брать первый толчок? Из книг. Можно взять
а) Идеи
б) Образы героев
в) Цитаты (и приспособить их под себя)
г) Приёмы (книга Д. Фаулза – «Коллекционер» написана в 2-х частях: от лица главного героя и от лица главной героини, события показаны параллельно и при этом объёмно)
Можно брать из фильмов. Ну вот посмотрел я фильм про Хатико – и зацепил он меня. Всё, можно сесть и написать по этому поводу, взяв за главную идею Любовь и Преданность. Ну или теорию условных рефлексов, если среди читателей есть КВНщики :).
Можно просто из жизни брать – просто идти, слушать, о чём люди говорят. Смотреть, как выражают люди чувства. Обнимаются на остановках, или бросают друг другу «пока», поворачиваются и уходят? Любая деталь может стать искрой, началом песни.
Единственное, что нужно делать, чтобы заметить искру, - это внимательно смотреть. Быть открытым к восприятию и пониманию. И вы увидите что хотите. Ибо кто ищет, тот находит. Не бывает иначе. :)
Mr. Zer0