Что такое стиль?

Стиль. Что это такое? Зачем он нам нужен? Как его найти/развить/создать? Есть ли стиль на Марсе? Давайте разбираться.

Словарь!

    • СТИЛЬ в изобразительном искусстве (лат. stylus от греч. stylos — палочка для письма) — единство морфологических особенностей, отличающее творческую манеру отдельного мастера, национальную или этническую художественную традицию, искусство эпохи, цивилизации и т.д.

Мрачное словечко - «морфологических». А речь-то идёт о форме. О тех формах, в которых работает автор. А так как ни один автор не работает во всех существующих формах, а имеет излюбленные, - то для каждого автора число используемых форм ограничено. И все эти излюбленные формы в целом и образуют стиль.

Например, один любит сравнения, преувеличения и сюжетные песни. Другой – олицетворения, аллитерации и составные рифмы. Третий ничего не любит, поэтому каждая песня начинается словами «Я ненавижу …». Четвёртого пропускаем, пятого тоже. А вот шестой интересен. Он любит пропускать четвёртого и пятого.

Конечно, у авторов не по 3 приёма, а по 300, но суть ясна. Обычно, когда стиль есть, он сразу виден – он притягивает тебя, как наркомана, ты качаешь всё, что связано с этим человеком, чтобы изучить, потребить его стиль со всех сторон.

Стиль растёт из личности. Нет личности – не будет стиля. Настоящего, по крайней мере. Фальшивый стиль типа «прилепили-отвалилось» можно сделать хоть пятилетнему  – вопрос недели. Это, правда, уже называется «имидж». Это когда вчера кандидат в президенты отрывается в сауне с б***ми, а сегодня фотографируется с ветеранами войны. И подпись к фотографии: «Кандидат такой-то нашёл время и встретился с героями из народа». Завтра публикуют его фото с женой и детьми, все очень милые и отфотошопленные. Послезавтра публикуют его студенческую фотографию, где он молод и красив. Это имидж, внешнее. Это не стиль. Стиль - это то, что он делал в сауне.

Итак, здоровый стиль растёт из личности. Личность – это ты, читатель. :) Можно назвать «Душой» или «человеком», я затрудняюсь с термином, но понимаю суть: стиль – продолжение человека, как рука или пальцы. И когда я говорю о стиле, представляйте, что вам предстоит вырастить ещё одну руку. :)

Но чтобы вырастить руку, нам же нужен сам человек, на котором её выращивать? То же самое со стилем. Нужна личность. Нужен тот, кто говорит «Я». И при этом после «Я» не повторяет то, что слышал по телеку или читал в книгах. А говорит то, что понял сам (возможно, послушав телек и почитав книги).

Если сравнить человека с деревом, то стиль – это цветы. Очевидно, что до цветов дерево должно дорасти. Тому, как дорасти до цветов, каждый учится сам. Я только обращаю внимание, что это охренительно полезно как для творчества, так и для жизни вообще.

Итак, можно сказать, что стиль – это совокупность излюбленных приёмов. Отсюда можно вывести очевидный совет по поиску своего стиля.

Найди свои любимые приёмы.

Главное тут – «любимые». Это приёмы, которые тебя вдохновляют, которые ты хочешь применять. Это приёмы, которые ты видишь у других, и тебя это колбасит. Даже если ты пока этого не умеешь. Умение - это дело практики и в конечном счёте - времени.

Вообще говоря, есть 4 варианта:

1. Не умею и не нравится.

2. Не умею, но нравится.

3. Умею, но не нравится.

4. Умею и нравится.

Легче всего стиль развивать по 4-му пункту, чуть сложнее по 2-му, далее идёт 3-й и последний - 1-й.

Супергероям из фильмов обычно не нравятся их способности. Они хотят быть обычными серыми жлобами, потеть от страха перед девушкой, работать в офисе и нищенствовать прочим образом. Это «умею, но не нравится». Ну или давайте пример из российской жизни :) В школе ты знал одного мальчика, который математику никогда не учил и даже не брал из библиотеки учебники. Не делал уроки и каждый урок писал на последней странице матерные стишки. При этом он знал всю математику, решал всё в уме и побеждал на олимпиадах. То же самое. Умеет, но не нравится.

И противоположная ситуация. Например, тебе аццки нравится, как Некто поёт. И дома в ванной ты пытаешься петь так же, но не получается. Или не поёт, а танцует, рисует, говорит на французском и т.п. Это - «Не умею, но нравится». Тут довольно легко достичь мастерства.

Все эти ситуации – верхушки айсберга твоего Стиля. И давайте на песенных примерах.

«Умею, но не нравится». Умеешь придумывать мелодии, или темы, или идеи, или рифмы, или сравнения, или припевы, или соляки, или что-то ещё, но удовольствия не получаешь. Ищи в этом направлении! Твоя цель - научиться получать удовольствие от того, что тебе даётся легко. Задай себе вопрос: «Чего не хватает, чтобы меня начало колбасить от каждого придуманного фрагмента?» Или: "Что мне мешает получать удовольствие?". "Есть ли кто-то, кто делает это и получает удовольствие? Как он, чёрт возьми, это делает?!". Найди и выясни у него секрет успеха.

Поспрашивай нейтральных людей по поводу придуманного. Друзья, родственники или заинтересованные коллеги-конкуренты тут будут бесполезны, т.к. будут врать. А тебе нужно чистое восприятие равнодушного человека. Спроси его, что он чувствует, когда читает/слушает эти фрагменты? Что бы он сам добавил? Чего не хватает?

Я в 5 лет брал ножницы и вырезал из цветного картона зверей. Обычная детская забава. Просто играл, убивал время, развлекался. Мне было по барабану на этих зверей – они были одинаковые и страшные, но мне нравился процесс. А однажды мама увидела этих зверей и сказала, что это круто, и что я – охренительный гений. Стала показывать зверей знакомым и знакомые стали выражать мне респекты. Понятно, какие респекты могут взрослые выражать детям, но я этого не понимал и им верил.

И теперь каждый новый вырезанный зверь напоминал мне о признании. И я стал получать божественное удовольствие от вырезания зверей. Это теория условных рефлексов в чистом виде. Взяли нейтральное действие (вырезание зверей), взяли положительное подкрепление (похвалу), соединили и - вуаля! - получили надрессированного ребёнка! Твоя задача - стать дрессировщиком самому себе. Найди себе положительное подкрепление.

Кстати, ещё одна книга из разряда ЧИТАТЬ ВСЕМ, ЧИТАТЬ КАЖДОМУ ЖИТЕЛЮ ЭТОЙ ПЛАНЕТЫ:

Карен Прайор - Не рычите на собаку

Окей, возвращаемся к теме.

«Нравится, но не умею». Самая распространённая ситуация. Я отношусь так. Навык – как язык. Нет ничего плохого в том, чтобы выучить другой язык. Например, испанский. Разве можно обвинить меня в плагиате за то, что я учу испанский язык? :) Точно так же нет смысла обвинять в плагиате Мистера X, который заметил в текстах Мистера W множество оригинальных сравнений и научился так же. Это всего лишь приём. Приёмы не пахнут.

Особенно важно здесь, что обычно максимальной амплитуды крики зложелателей достигают именно когда Мистер Х только-только научился приёму, но ещё совершает огрехи. Ему кричат «тебе никогда не превзойти Мистера W, копия всегда бледнее оригинала, ты – жалкий подражатель, Сальеришко!». Остановился я на этом так подробно, т.к. этот маразм отпугивает очень многих творческих людей от самого быстрого способа обучения – от подражания.

Но почему-то крикуны совершенно не освещают то, что происходит после! А ведь там самое интересное - результат! А происходит следующее. Освоив приём, Мистер Х начинает использовать его в сочетании с другими приёмами и в итоге получает совершенно иной результат! Он начинает говорить на испанском языке, как на своём родном. И он продолжает выражать себя и никого, кроме себя. Воспользовавшись приёмом как трамплином, Мистер Х разогнался и прыгнул. И полетел свободно и с пошловатой ухмылкой. Он больше не подражатель. Он – это он.

Итак, ещё раз: копируйте чужие приёмы, воруйте, тырьте, повторяйте, обезьянничайте! Чем больше вы натырите - тем лучше вы станете разбираться в приёмах вообще и тем выше вероятность, что однажды вы придумаете свой личный приём. Имея в арсенале сотни освоенных приёмов, вы можете комбинировать их бесчисленным количеством способов и в результате получить несколько совершенно уникальных сочетаний.

Что интересно, - если вы отказываетесь этим заниматься, я подчеркну - если вы отказываетесь этим заниматься сознательно, - то вы всё равно будете копировать и подражать! Только при этом бессознательно. А значит, неэффективно, медленно и некачественно. Нет никакого "внутреннего" развития - любое внутреннее изменение инициируется внешней средой. Не мешайте себе развиваться!

Что же конкретно делать, когда ты нашёл своё? Учиться, подражая и копируя! Это какой-то изысканный способ сравнения? Садись и придумывай свои сравнения. Неделю сиди и придумывай. По дороге на остановку, перед сном и во время читки зубов, за обедом и перед ужином и так далее. Это преувеличение с интересным привкусом? Садись и придумывай такие же. Рифмовка? Придумай много вариантов под эту рифмовку. Фишка в ритмике? Возьми её за основу и вокруг неё построй новую.

Сначала у тебя ничего не получится, кроме лажи. Потом количество возьмёт своё и перейдёт в качество. Потом в один момент ты поймёшь, что ты – жалкая пародия, Сальери и т.п. :) Всё, обучение закончено, можешь пойти попить чаю, ты отлично справился! Оставь этот навык на несколько дней, дай ему утрястись, подсохнуть, раствориться в тебе, - и через недельку он даст новые ростки. Но уже твои. В твоём стиле. И дальше развивай этот навык в своём исполнении.

Итак. К чему мы пришли. Стиль – продолжение личности. Стиль – это единство излюбленных форм и приёмов. Стиль делает твои произведения узнаваемыми, добавляет им уникальный тембр.

Где искать стиль? В других произведениях. У других авторов. В других жанрах и сферах. Т.е. – везде. Бери своё, где бы оно не лежало, и кто бы тебе не говорил, что раз ты не придумал, то не имеешь право. Имеешь. Кто не может копировать мастера, сам не станет мастером.

Заметили, как много у меня в тексте тире? Деталь стиля. Вроде, такая мелочь. А мне – нравится. :) Но тире ещё нужно правильно воспринимать. Я большинство своих тире воспринимаю как небольшую паузу и жест рукой. :)

Позаимствовал я это тире из книг Николая Козлова, российского психолога. Сначала вставлял чуть ли не после каждого слова, но потом постиг истинный смысл тире и стал использовать его по-своему. Как жест рукой.

Что касается эстрадников. Константин Меладзе пишет очень узнаваемые мелодии. Стиль. Взять голоса Валерия Меладзе, Киркорова, Баскова – я их узнаю с одной ноты. Потому что уникальные тембры. А значит – стиль. Пытался вспомнить кого-нибудь из женщин, не вспомнил. Только Avril Lavigne, но она немного не из русской эстрады. А вот Ларису Долину, Жанну Агузарову, Марину Хлебникову я вообще с трудом различу. И Кобзона с Лещенко – какая между ними разница, если не смотреть в телевизор? Нет разницы – нет стиля. Плохо, товарищи.

Тембр прятать никуда не надо (за гнусавость, хрипоту, рядовые зажимы и прочую антивокальную дрянь), надо его вытаскивать и максимально раскрывать и обогащать, делая узнаваемым.

Ну и последняя мысль. Железно-логичная и обнадёживающая :)

Артист со стилем лишён конкурентов, так как стиль растёт из личности, а личность уникальна.

Mr. Zer0


1ntroVert