Музыкальная теория для чайников. Часть 2

Музыкальная теория для чайников. Часть 1.

-А вот я заметил, что IV-я ступень в фа мажоре - ля# - не входит в исходную тональность песни ля минор. Как это так?

Это хороший вопрос. Тебе осталось 97 вопросов, чтобы попасть в рай. Дело в том, что тональность песни - это более фундаментальная штука, чем тональность аккорда, и поэтому она имеет более высокий приоритет. Если мы решили, что песня играется в ля миноре, то какие бы аккорды и какие бы гармонические цепочки не играли - ступени ля минора будут звучать гармонично, а ступени из тональностей других аккордов, не совпадающие со ступенями ля минора (например, вот эта ля# из фа мажора), скорее всего, будут звучать паршиво.

Помни это, когда будешь придумывать партию баса. Если у тебя тональность ля минор, а ты придумываешь ноты баса к аккорду фа мажор и думаешь, что сейчас сыграешь ля диез - то нифига, жопа ждёт тебя, юный джедай. Придерживайся тональности песни, а не тональности аккорда. Это правило имеет свои исключения, но ты найдёшь их сам, если просто будешь использовать это правило разнообразно и творчески.

-Инннтересное правило!

Да, оно такое. Что с до мажором и соль мажором, какие там ноты соответствуют пятым ступеням?

-До мажор: до (I) - ре (II) - ми (III) - фа (IV) - соль (V). Соль мажор: соль (I) - ля (II) - си (III) - до (IV) - ре (V).

Да. Значит, что будет играть басист?

-Ля-ми-ля-ми-фа-до-фа-до-до-соль-до-соль-соль-ре-соль-ре?

Именно это и будет. Вот как это выглядит:

И вот как это звучит:

0:05
1-5

-Бодрячком, пацанчики!

А вот немного другой вариант, тут я каждую басовую ноту "разрезал" пополам, чтобы басист играл не 1-5-1-5, а 1-1-5-5-1-1-5-5, и в два раза чаще, чем сейчас. Выглядеть будет так:

И звучать вот так:

0:05
1-5-2

-Это ещё бодрее!

Бодрость - важное свойство музыки. Правда, иногда бодрость может зашкалить. Как говорил Вуди Аллен: "Почему-то когда я слушаю Вагнера, мне так и хочется напасть на Польшу".

-Да уж. Ладно, шутки шутками, смехуёчки смехуёчками, а мы несколько страниц назад оставили две тональности - фа диез минор и до диез минор, к которым я бы хотел написать хотя бы простейшую басовую партию.

Да, мы немного отошли в сторону, но я чувствую, что это отступление прошло с пользой. Итак, давай возьмём до диез минор. Гармония куплета в Истории одного убийцы - C#m G#7sus4 E F#m. Попробуем придумать бас. Самый простой вариант - нарисовать бас в тонику.

-Что это вообще за уродский аккорд G#7sus4? Пока его напечатаешь на клаве, можно получить открытый перелом пальцев.

Это аккорд, состоящий из четырёх нот. В него входят ноты G# D# F# C#.

-Выглядит так же хреново, как и пишется. А если я встречу где-то аккорд с подобным мрачным названием, как узнать, из каких нот он состоит?

Самый простой способ - погуглить по запросу "<название аккорда> состоит из нот". Постепенно самые простые и частоиспользуемые аккорды ты просто запомнишь. Например, так называемый септаккорд, который иногда называют просто семёркой. Это аккорд, состоящий из трёх основных ступеней (I, III, V), к которым добавлена VII ступень. Видишь, понятие ступеней потихоньку пригождается. Например, в вышеразобранной тональности до диез минор VII ступень - это си. Следовательно, аккорд C#m7 выглядит так:

И кстати, цифра 7 в названии как раз и говорит о том, что к стандартному аккорду добавлена VII ступень.

-Круто! Значит, все эти рассказы про ступени довольно употребимая на практике штука. Я вот не знаю, существует ли аккорд C6? Если он существует, то должно быть, это аккорд, состоящий из стандартных нот до мажора и дополнительно содержащий VI ступень? А в до мажоре VI ступень - это ... ля. Значит, если С6 существует, то он выглядит так: до-ми-соль-ля. А?

Мои поздравления! Аккорд C6, действительно, существует, и действительно, состоит из перечисленных тобою нот. Ты мне напомнил моего старого знакомого Урбена Леверье, который в 1840-м году, основываясь на чисто математических расчётах и несоответствии гипотетической орбиты Урана и наблюдаемой, предсказал существование Нептуна.

-Ээээ.

Да-да, продолжим.

-А что значит "бас играет в тонику"?

То и значит. Какие тоники у перечисленных четырёх аккордов?

-До диез, соль диез, ми, фа диез.

Ну вот. Если бас будет играть на каждом аккорде тонику аккорда, это и называется - бас играет в тонику.

-Т.е. Звучит аккорд до диез минор, и бас играет до диез. Потом начинается аккорд соль диез семь-сус-четыре-чтоб-я-сдох, и бас играет соль диез, и так далее? Т.е. за 4 аккорда бас проиграет 4 ноты?

Да, так и есть. Это самая примитивная басовая партия, но она будет звучать вполне себе прилично, не выбиваясь из гармонии.

Только тут есть нюанс. Второй аккорд - G#7sus4 - хоть и называется соль диез - семь-сус-четыре, и хоть соль диез является его тоникой, однако конкретно в моей песне на этом аккорде я изначально задумывал ноту для баса D#. Суть в том, что эти 4 аккорда идут по восходящей, они накаляют атмосферу. Они словно поднимают тебя на лифте, а потом снова сбрасывают вниз. Снова поднимают и снова сбрасывают. Это мне напоминает изношенную гайку, которую закручиваешь, закручиваешь, и вот она уже почти зафиксировалась, но в последний момент - бац - и провернулась. Потому что резьба не работает. Она застряла на одном витке и останется на нём навсегда. Именно это я чувствовал, когда писал песню, и всё это идеально подходит под текст. Поэтому эта басовая нота принципиальна.

-Хорошо. Покажи, как будет выглядеть в нотах эта партия, положенная на аккорды.

Сверху - аккорды, снизу - бас, играющий в тонику.

-И как это звучит?

Так:

0:05
story1

-Мрачненько)

Так и задумывалось.

-А какая басовая партия в твоей записи История одного убийцы? Там же явно не такой примитив?

А давай посмотрим, какая там партия. Вот, выдрал миди-фрагмент прямо из Кубейсовского проекта:

-Madskillz. Как это хоть звучит?

0:10
story2

-Интересно. И как придумать что-то подобное? Почему, например, на первом аккорде, на до диез миноре, ты использовал ноту соль диез, которая ниже на 5 полутонов, чем тоника до диез? Как ты узнал, что эта нота будет хорошо звучать? И что за кислотные подсветки некоторых нот?

Басовая нота соль диез будет хорошо звучать в аккорде до диез минор, потому что эта нота входит в аккорд до диез минор. Все три ноты, входящие в аккорд, будут звучать прилично. Наиболее прилично будет звучать тоника (до диез). Вторая по приличности нота - это пятая ступень (соль диез). Чуть менее прилично будет звучать третья ступень (ми).

-Я чувствую себя в 19-м веке. Ты можешь перестать употреблять слово "приличный"? Это уже становится неприлично.

Кислотной подсветкой я выделил ноты входящие в каждый аккорд. Зелёные ноты - ноты, входящие в до диез минор. Жёлтые входят в G#7sus4, голубые - в ми мажор и фиолетовые - в фа диез минор.

-Ясно. Это ты удобно придумал. Я вот вижу после ноты до диез ноту ре диез. Откуда она тут и почему она тут?

Потому что в этом месте гармония песни переходит на аккорд G#7sus4. Это как раз то место, про которое я говорил. Здесь мне была нужна именно ре диез, несмотря на то, что тоника аккорда - соль диез.

-Ага, ясно. А почему дальше пустота? Не придумал интересных нот? Творческий кризис?

Пауза там так и задумывалась. Постепенно ты заметишь, что паузы так же важны, как и ноты. Пауза - это вдох, нота - это выдох. Если песня забита нотами выше крыши, если музыке некогда вдохнуть - она очень много теряет.

-Звучит эзотерично и красиво, но мне бы сначала научиться ноты рисовать, а потом уже думать о том, от каких из них избавиться.

Прекрасно тебя понимаю и поддерживаю. Двигаемся дальше. Третий аккорд гармонии - ми мажор. Я обыграл его нотами ми, си и соль диез.

-Опачки. Почему зелёный цвет? Экологические группировки проплатили написание этой статьи? Дальше ты будешь призывать к веганству и защите вымирающих коал?

Не ты один тут учишься. Я двигаюсь семимильными шагами в освоении Пеинта.

-ОМГ. Ладно. Я вижу, что ми, си и соль диез - это ноты, составляющие аккорд ми мажор. То есть, ты просто сыграл ноты аккорда.

True.

-Это универсальный приём? Это сработает на любом аккорде? Т.е. я могу просто обыгрывать каждый аккорд теми нотами, которые в него входят?

True.

-Окей. Дальше идёт фа диез минор, а в нём ты сыграл ми. Как так? Ведь в фа диез миноре нет ми! Ты предал меня!

Вот фа диез минор:

И в нём, правда, нет ноты ми. Однако ми есть в тональности до диез минор, в которой существует наша гармония. Помнишь, выше я говорил, что ступени основной тональности имеют более высокий приоритет, чем ступени любого "местного" аккорда? Так что я имел все основания попробовать, как звучит нота ми. Я попробовал и выяснил, что звучит она хорошо. И оставил. Хм. Что-то мне это напоминает. Ах да, когда я создал небеса и землю, я тоже понял, что всё это - хорошо. И тоже оставил. Хм. Ладно, не отвлекаемся. Так вот, ми в тональности песни есть, и поэтому её можно было попробовать, а,  к примеру, ноты фа в ней нет, и её даже нет смысла пробовать - она будет звучать диссонансно с любым из четырёх аккордов.

-ХМ.

...

-А почему когда начинается новый аккорд ты играешь басом тонику, а не V ступень или ещё какую-нибудь?

Так звучит более основательно. Более жирно и мощно. Игра басом в тонику создаёт резонанс (добро пожаловать в физику, в раздел сложения волн одинаковой или кратной частоты), который и создаёт эту мощь. Если играть бас в другую ступень, резонанса не будет, и вместо более мощного звучания получится нечто другое. На словах это не объяснить, ты просто должен это попробовать на одном из своих произведений. Скажу сразу, что в большинстве песен (особенно тех, которые можно услышать на радио или по телеку) бас прыгает вокруг тоники и обычно вступает в аккорд как раз с тоники, как в моём примере. Отталкивайся на первых порах от этой идеи - что бас должен начинать аккорд с тоники. Потом ты сам разберёшься, когда можно отклоняться от этого небольшого правила.

-Понял. А покажи какой-нибудь пример, как можно нарисовать бас ещё?

Например, можно нарисовать бас по ступеням I-III-V-VIII.

-VIII? Что это ещё за восьмая ступень?

Это октава. Восьмая ступень - это первая ступень, поднятая на октаву.

-Ну-ка, покажи, как это будет звучать в гармонии Am F C G, которую ты уже выше приводил, когда рассказывал про ступени.

Слушаюсь и повинуюсь.

0:05
am-1-3-5-8

-Да, прикольная штука. А ещё по каким ступеням можно рисовать бас?

Да по каким хочешь. Можешь выбирать ступени наугад, рисовать ноты и слушать, что получается. Я лично делал так же в своё время, пока со временем не запомнил, как звучат разные ступени на разных аккордах. Это и есть то, что люди называют словом "опыт".

------------------

Вопросы для дальнейшего освещения пишем в комментах.


1ntroVert