Где источник неудач вашего проекта?

В своей студии я периодически сталкиваюсь с одной ситуацией. Пишется, у меня, значит, рэппер. Доходит до сложного места в тексте, и мы встаём. Бит и так под 100 бпм, что уже требует неслабой дикции, - а он ещё хочет сделать триольные перебежки, в которых не выговаривает три из четырёх слов.

Триоль умножает темп в полтора раза, значит, при темпе минуса 100 бпм мы говорим о читке на 150 бпм.

Тейк - раз, тейк - два, тейк - три, стоп. Он объясняет мне: понимаешь, тут на стыке слов две буквы ф, хрен выговоришь! А тут слишком много шипящих. Или слова типа "чувства", "средства" и прочие непроизносимые на больших скоростях выкрутасы типа "всплыть через час со дна". Текст сложный - говорит он мне.

Вопрос, над которым я предлагаю задуматься - от кого зависят все те вещи, которые в вашем проекте не получаются?
 
Этот сложный текст с одинаковыми согласными на стыке, с кучей шипящих и пачкой непроизносимых на даблтайме слов - кто его написал? От кого зависит, что текст именно такой? Знал ли тот, кто его писал, что для тебя невозможно его качественно исполнить? При том, что ты его и писал. Если знал - то почему ты не исправил? Если не знал - то что нужно сделать, чтобы в следующий раз ты знал это сразу? А не чтобы это превращалось в лотерею, когда правильный ответ вскрывается только в студии на записи.
 
Я, к примеру, когда пишу вокальные партии, ноты продумываю на этапе написания текста. У меня не может быть идиотской ситуации, когда я иду записывать припев, и вдруг выясняю, что мелодия, которую я придумал, на полтора тона выше моего рабочего диапазона. У меня не бывает ситуации, когда я начинаю записывать трек, и понимаю, что бит слишком быстрый для моей техники. У меня не бывает "средств" и "чувств" на 150 бпм, из-за которых запись одной строчки растягивается на изматывающий унылый час.
 
В чём секрет? В нескольких вещах.
 
Во-первых, я знаю свои технические возможности. Я знаю свой вокальный диапазон, я знаю свой скоростной диапазон. Я знаю возможности и невозможности своей дикции. Я, говоря о невозможностях моей дикции, не картавлю, но Р у меня достаточно мягкая и эта Р - как раз то самое тонкое место, про которое поговорка "где тонко - там и рвётся". Поэтому я обхожу стороной ненавистное слово "маршрут" и производные от него, потому что чтобы выговорить его, мне нужно собрать все свои рэпперские навыки, накопленные за 15 лет, да и то...
 
Во-вторых, дело в том, как я пишу текст. Я пишу текст вслух. Играет минус, я придумываю строчку, вторую - и сразу их читаю. Читаю в полную силу. Я смотрю, где они начались, где закончились, есть ли у меня место для вдоха, и если есть, то какого размера вдох мне нужен. Если не читать строки в полную силу - то ты не потратишь столько дыхания, сколько потратишь его на записи, поэтому не поймёшь, надо ли после этих двух строк оставлять место для вдоха или нет. Тебе может показаться, что дыхания тебе хватит и три строки зачитать, но во время записи, когда ты будешь работать с максимальной подачей, тебя будет ждать неприятный сюрприз. Поэтому я сразу читаю так, словно уже записываю трек, и обо всех сюрпризах узнаю не отходя от кассы.
 
Если после первых двух строк я вдруг хочу сделать более мощные в плане подачи строки (а для них будет нужен мощный вдох), значит, имеет смысл оставить больше места для вдоха - чтобы запастись дыханием по полной программе. Возможно, нужно будет 3-ю строчку начать позже. Иначе маленького вдоха не хватит и придётся писаться тейками, что я со своей субъективной колокольни не одобряю. Закончил 4 строки - прогнал их. Опять же - на полной мощности. Никакого сонного бубнежа под нос, никакого "про себя", никакого "в метро" или "на парах", и ваще я никогда ничего не репаю/не пишу без минуса. Если у вас нет темпа/метронома/минуса - репетиция идёт насмарку, вы тратите время впустую. Минус задаёт темп и тональность. Вам нужно учитывать оба этих фактора и приучать себя именно к данному темпу для данной песни.
 
Репетировать или писать текст без минуса/под нос/в метро можно только при определённой степени собственной крутости. Когда скил дорастёт до требуемого уровня, вы сами поймёте, что вот она, крутость, и теперь можно работать без костылей, но если вы начинаете - не выпендривайтесь. Идите кратчайшим путём - работайте с минусом. Это будет быстрее и легче, чем сначала накосячить, не дай бог привыкнуть к косячной технологии, а потом спустя годы вычищать задним числом ошибки из самого способа, которым вы пишете песни. Переучиваться - уныние.
 
Когда я захожу в будку для записи, у меня за спиной 100-200 полноценных прогонов песни. Часто бывает, что когда я пишу песню, я срываю голос - как если бы это была моя последняя в жизни запись. Тогда как это не запись, а "всего лишь" написание текста. Зато к моменту записи все подводные камни и возможные проблемы вычищены полностью. Я знаю, где должен быть каждый слог, где брать вдохи, где можно пробовать разную новую чертовщину, где можно поддать мощи, а где наоборот сделать спокойнее. Весь туман неопределённости разогнан. Когда я в будке, я трачу силы и идеи на запись и на придумывание новых фишек, а не на переделывание неправильно написанного.
 
В качестве примера я могу привести группу Lumen с песней "Сколько". Начинается она так:
 
Меня уносят моря 
Моих надежд, что стоят 
И не дают отступить 
И не хотят умирать… 
 
Видите то, что вижу я? Если нет - пропойте эти строки вслух, или послушайте оригинал. Даже лучшие ошибаются.
 
* * *
 
"Вов, я сегодня не в голосе" - говорит мне следующий клиент. Объясняя тем самым, почему мы час пытаемся записать первый куплет, а там один тейк дерьмовее другого, и вообще, ощущение, что вокалист теряет силы, как принц Артас в кампании за нежить.
 
Вопрос, над которым я предлагаю задуматься - от кого зависят вещи, которые в вашем проекте не получаются?
 
Есть несколько причин, почему вокалист может быть не в голосе. Вопрос в том, почему он о них не знает? Почему он не принимает меры, чтобы ни одна из них не произошла перед записью или перед концертом? Болезни слизистой (ангина, грипп и весь остальной сопливо-горловой список), общее переутомление, точечные проблемы со связками, красные дни (для девушек), плохая форма (давно не пел или просто не умеешь), плюс личные лайфхаки. Не так уж и много вещей, за которыми нужно следить. Особенно если учесть, что для вокалиста голосовой аппарат - "его всё", его главный рабочий инструмент.
 
Если в целом следить за своим здоровьем и регулярно петь (желательно под надзором педагога - пока не научишься), то проблем быть не должно, и в общем случае петь можно будет всегда, и в форме тоже можно быть всегда. А мелкие недомогания вокала ты сможешь отлавливать прямо с утра. Я например, всегда с утра знаю, какой будет день у моего голоса. Когда я буду дохляком при любых усилиях, а когда даже без распевки смогу дать жару. К маленьким лайфхакам отнесу такое наблюдение. Если в определённый день я много и яростно пел - более 3х часов, то через день мой голос будет в отличнейшей форме. На следующий день после яростного пения нужно будет отдохнуть-восстановиться, а вот через день - всё будет супер. Богатый тембр, широкий диапазон, высокая выносливость и далее по списку. У меня - так, это мой маленький вокалхак. Я это знаю и использую. Знать свою технику, свой вокальный аппарат, свой инструмент - необходимость для любого профессионала. Ты должен знать, что ты можешь, и как это сделать, а что не можешь, и когда не надо мучить жопу.
 
И тогда никакого "не в голосе" не будет. Вокалист просто будет поддерживать свою форму, и заранее сделает всё так, чтобы в день записи быть во всеоружии.
 
* * *
  • Звукорежиссёр, который сводит не так, как хочешь ты. Который тянет. Берёт слишком большие деньги. От кого зависит - продолжать ли с ним работать или найти другого?
  • Сессионный музыкант или даже постоянный член группы, который не делает то, что надо (не учит партии, не репетирует дома, не приходит вовремя и прочие "не"), или делает то, что не надо (бухает перед выступлениями, забывает партии, рвёт струны, спорит и напрягает отношения в группе).
  • Менеджер (часто - это просто кто-то из сочувствующих друзей-фанатов), который только формально выполняет свои обязанности, а фактически, его самого нужно постоянно пинать, мотивировать и спрашивать "Ну, что, ты звонил в клуб? Ты договорился о концерте? И какие условия?".
Кто решает, что с ними нужно продолжать сотрудничать? Вместо того, чтобы сбросить этот балласт и начать набирать высоту. От кого это зависит?
 
Незаменимых нет, вопрос только в поиске. Поиск это время и нервы. Но и работа с человеком, который не устраивает, - это тоже время и нервы. Причём, нервы часто в квадрате. Творчество же должно удовольствие приносить. Как и работа-общение с единомышленниками. Если бы мы хотели общаться с теми, с кем не хотим, разве бы мы сразу не пошли в автосалоны менеджерами по продажам и в прочие евросети?)) Поэтому я и интересуюсь. Если с человеком больше проблем, чем движения вперёд - почему вы всё ещё работаете с ним? Кто решил так делать?
 
У каждой проблемы есть имя, фамилия и отчество, как говорил Сталин. И был смертельно прав. Всё, что в проекте не работает, не работает из-за конкретных действий конкретных людей. Кто-то не знал или забыл. Или что ещё хуже - знал и делал, но не то. Или знал, но не делал. Или это вообще не тот человек, который должен быть на данном месте. 
 
И если за вокал отвечает вокалист, за гитарные партии - гитарист, то за судьбу проекта отвечает его лидер. Обычно он же - создатель. На начальных этапах он же - вокалист, гитарист, звукорежиссёр, дизайнер и пиарщик. Но несмотря на количество ролей, которые вынужден играть лидер, неизменным остаётся общий принцип: проект будет настолько хорош, насколько хорош его лидер.
 
И если опять кто-то "не в голосе", у кого-то "слишком сложный текст" и прочие "не смог", "не знал", "а я думал" - значит, лидеру нужно развиваться, чтобы решать возникающие проблемы. А ещё лучше - предупреждать их возникновение.

А в вашем проекте от кого всё зависит?