Если ваш звукорежиссёр тормозит

Есть у меня один клиент в студии. Назовём его Джереми. Вокал он пишет у меня, а инструментал сводит у другого человека.

Он записывает у меня трек под демку минуса, мы доводим сведение вокала с демкой до совершенства, потом я экспортирую весь сведённый вокал одной дорожкой, и мы отправляем его аранжировщику, который доводит трек до финального состояния. Такова общая схема нашей работы.

Где бы вы думали, скрылось Зло?

Зло скрылось в аранжировщике. Он говорит: "Завтра вечером скину". Наступает завтрашний вечер, послезавтрашний, но увы - тишина. Джереми пишет ему, и говорит - "епта, где?". Ну, может, не такими словами, но суть - в вопросительном знаке. "Извини, вчера не смог, завтра утром скину". Наступает завтрашнее утро, послезавтрашний вечер, "добрый день" неделю спустя, "ну что там?" ещё спустя неделю и наконец "БЛЯДЬ АНДРЕЙ!!!!" ещё неделю спустя. А трека как не было, так и нет.

Я сам был андреем, и даже сейчас изредка его косплею. И знаю эту ситуацию с обеих сторон. Ситуация идиотская и ненавистная, мозговысасывающая. И для клиента и для звукаря.

Мужик сказал - мужик сделал. Но андреи не делают. Значит, они признают, что они не мужики. Окей. Профессионал сказал - профессионал сделал. Но андреи не делают! Значит, они признают, что они не профессионалы. И значит, по сарафанному радио молва о них конкретно от тебя никуда не пойдёт, потому что мало кто будет советовать такого специалиста. Это андреи тоже понимают, и им плевать, что ты можешь о них рассказать, и что вообще думаешь. Твоё мнение андреям до лампочки. И получается, что ни психологических, ни профессиональных средств давления на них нет. Им класть и на свой человеский имидж и на свою профессиональную репутацию. Андреи неуязвимы.

Плюс такое отношение вымораживает, собственно, отношением. У заказчика создаётся устойчивое ощущение, что на него забивают. Это уже не связано с профессионализмом, это уже чисто человеческое. Ты пишешь андрею, а андрей даже не отвечает. Это личное.

Тут можно с разных сторон на это смотреть, но давайте шагнём к следующей мысли: ПОЧЕМУ, СУКА?

Четыре причины

Если звукарь тянет с вашим проектом, есть вероятность, что он ему неинтересен, и он просто не хочет над ним работать. Дедлайны будут пролетать мимо него, как дорожные столбы на скорости 130 км/ч. Вы будете ему напоминать, дёргать его, в шутку или с давлением, будете нервничать, вам будет казаться, что вас не уважают, вы будете не понимать, как человек, выдающий такое качество, может быть таким распиздяем, и тому подобное. Но вдруг ему просто неинтересен ваш проект? Бывает, это жизнь. Я, кстати, был в этой ситуации. В определённый момент я понял, что больше не могу и не хочу писать минуса на заказ. Что я сделал? Я стал перенаправлять клиентов на своих коллег, в которых был уверен. В итоге счастливы оставались все. Коллеги получали новых клиентов, клиенты получали минуса, я не насиловал себя нежеланным занятием, мы с клиентами не портили отношения.

Вторая распространённая причина андрейства - "Не справился с управлением графиком". Если фрилансер хорош, сарафанное радио плодит ему всё новых клиентов. Старые клиенты пишут правки по своим проектам, иногда в график влезают срочные заказы, а ещё есть жизнь у человека, иногда даже личная. В худшем случае графика нет совсем, а сам фрилансер просто по уши увяз в болоте старой доброй лени, в плохом - график есть, но он неправильно им пользуется. В результате он не помнит, когда что кому обещал, и сколько времени это примерно может занять. Он определяет степень срочности заказа по уровню бешенства клиента. Он часто переоценивает свои силы и периодически обещает тринадцати людям сделать всё завтра до заката. А утром вдруг случается форсмажор общего значения - типа, отключают горячую воду, и нужно вешать обогреватель, который в батином гараже, а потом оказывается, что там его нет, или вот он, но он тварь такая не работает, и надо то ли новый купить, то ли попросить у друга подруги тёлки брата, и приходится ехать в другой конец города по пробкам, и так далее. К закату уставший к чертям андрей возвращается на рабочее место, а все обещания уже просраны. И даже если бы он с утра работал, от силы он бы сделал 3-4 проекта, выжав себя эмоционально до состояния изюма. О том, насколько удобно и жизненно необходимо пользоваться графиками, я как человек, практикующий сие, даже рассказывать не буду. Это просто надо попробовать. Тайм-менеджмент - штука не для всех простая, и многим даётся только спустя сотни просранных дедлайнов и испорченных отношений, но это именно то, что может поднять любое дело на следующий уровень.

Третья причина.

Третья - это все твои слова, я им не поверил едва!

Тараканы! Одна из типичных ошибок состоит в следующем. Фрилансер неправильно оценивает объём работ и называет цену раза в 2-3 ниже своей комфортной. Казалось бы, хрен с ним - иди к заказчику, объясни всё, а на будущее запомни, что надо оценивать по-другому, чтобы было точно. Но нет. Из-за тараканов он теперь не может ни работать начать, ни написать заказчику, что надо денег ещё столько же. Неудобно, неловко, всё такое. А вдруг клиент скажет "Ты же сам согласился, чё ты теперь устраиваешь-то? И время потратил и трек не свёл, а теперь ещё и денег хочешь. НЕ ОХУЕЛ ЛИ ТЫ? Своди мой рэпчик, или я приеду с бригадой и разберу тебя на органы!" Не каждый спец может всё это осознать, трезво оценить, выдохнуть и пойти к клиенту с повинной - "мол, так и так, дерьмо случилось, я оценил неправильно, давай решать". Ну, накосячил с ценой, с кем не бывает. Получи моральной пизды, запиши как надо было оценивать, и работай дальше. Плюс клиенты же тоже люди. Нормальных людей много. Много кто поймёт и простит, доплатит и будет ждать результат. Но если нет - значит, нет, вернёшь деньги и не придётся себя насиловать работой за вдвое меньшую ставку. Такие вот личные тараканы исполнителя, от которых страдает и он сам и клиент. Это тоже бывает, это жизнь. Это энтомология, детка.

Четвёртая причина весьма похожа на третью. Но если третья - это локальная и случайная, как если ты шёл и вдруг подвернул ногу. Земля неровная, или задумался - чёрт его знает, бывает. То четвёртая - это полностью хромой ублюдок, который когда ползёт по улице, дети разбегаются в ужасе. Те, которые от страха сразу сознание не потеряли, конечно же. Эти на всю жизнь заиками останутся и картавить начнут. А которые убегут - всего лишь будут ссаться по ночам ещё 10 лет. Слишком низкая цена. Низкая относительно субъективно ощущаемой стоимости работы. Например, я ощущаю, что должен брать по 2000 за то, что делаю. Но все берут 1000, и я беру 1000. Ну или мне почему-то кажется, что я недостоин. И каждый раз меня корёжит, ломает и воротит, но надо значит надо. Тогда как нифига не надо! Цену нужно ставить такую, чтобы тебе было комфортно работать. Не надо завышать, не надо занижать. "Клиенты разбегутся" - часто мне говорят. Во-первых, они всё равно разбегутся от такого отношения. От того, что тебе, как жирному тупому школьнику, ссущемуся по ночам, нужно постоянно напоминать, что ты должен сделать домашнее задание. От того, что ты обещаешь и не делаешь. Это вопрос времени. А во-вторых, те, кто пришли к тебе за ценой - да, разбегутся. И перебегут к другим дешёвым спецам. А когда те вырастут и тоже поднимут цены, убегут к третьим. Это не твои клиенты, это случайные, отпусти их без сожалений.

Смысл выставлять адекватную цену в том, чтобы работа приносила удовольствие. Когда она приносит удовольствие - работается лучше и веселее. И ты счастлив, и клиенты, и треки хорошие выходят. А если ты "заебался сводить за 1000" - это каторга какая-то. Зачем ты делаешь то, от чего плохо и тебе и окружающим? Когда тебе станет хорошо работаться, а клиенты, которым нужна только низкая цена, разбегутся, у тебя появится больше свободного времени за счёт проредившегося графика и улучшится настроение. Это смешно звучит, может, наивно даже. Как картавые заикающиеся дети, которые думают, что вырастут и станут актёрами и рэпперами. Да, наивно. Тем не менее, это факт: в хорошем настроении производительность выше, с клиентами общается лучше, идеи приходят свежие и интересные. И у тебя наконец появляются силы сделать то, что ты давно хотел. Дать рекламу своих услуг, к примеру. На новую цену, для новых клиентов, которым нужно Качество, а не просто низкая цена. Кто ищет тот находит. Ты - хороших клиентов, клиенты - хорошего тебя.Вот почему часто возникают проблемы между заказчиками и исполнителями. Будь я Игорем Николаевым, я бы описал пять причин, а так - уж извините, сколько есть.

Я сначала писал эту статью для музыкантов, у которых проблемы с неорганизованностью звукорежиссёров, а потом разошёлся и понял, что мой опыт по части работы фрилансером может помочь и коллегам, так что получилось такое смешанное изложение. В любом случае, все мы в разные моменты являемся и заказчиками и исполнителями, так что я уверен, полезно будет всем.

Так вот, возвращаясь к основной мысли) Ваш звукарь-аранжировщик-дизайнер - тормозит. Вопрос в том, устраивает ли вас это, или вы нормальный человек. Я настойчиво призываю всех подумать о том, что если в вашем проекте что-то идёт не так, как вы хотите, это не надо терпеть, это надо настраивать до тех пор, пока вы не станете счастливы! Если выясняется, что звукорежиссёру неинтересен ваш проект, то надо либо менять проект (ахаха), либо звукорежиссёра. 

Я сам не беру проекты, которые мне неинтересны. Ни себя не мучаю, ни людей. Бывают случаи, когда лучший способ обеим сторонам остаться в выигрыше - это не начинать сотрудничество)

Звукарей нынче развелось много, и это давно не проблема. Если проект очень начинающий, возможно, имеет смысл попробовать такого же начинающего звукаря. В отличие от профессионала, повидавшего всё, и которого трудно удивить и заинтересовать, новичку будет интересно всё, и энтузиазм будет хлестать через край. К тому же, если вы совсем начинающие, профессиональное сведение вас не спасёт, а наоборот, может выставить напоказ ваши недостатки, и в конечном счёте даже угробить. Постепенно вы вырастете, и можно будет заменить звукаря на более профессионального. Проект может быть очень специфическим, совсем узконаправленным или крайне новаторским. Со стороны даже может казаться, что вы пишете нереальное говно, но о вкусах не спорят. Важно искать подходящих людей в команду, а не останавливаться на первых найденных.

Вообще, один - плохое число. Если у вас один звукорежиссёр, один дизайнер, один менеджер, и нет запасных вариантов - рано или поздно именно это место станет самым узким, где и застрянет очередная ваша задача. Вы хотите в тур, а менеджер хочет в запой. Вы хотите выложить вашу live-запись с репетиции, а звукорежиссёр хочет играть в WoW. Вы хотите нафотошопить афишу, потому что у вас завтра внезапный концерт, а ваш дизайнер празднует годовщину с девушкой. Это - жизнь. Случается всякое.

Если бы я не был звукарём сам, и передо мной стояла задача найти себе постоянного звукорежиссёра для сведения, я бы сводил у каждого из доступных мне спецов по одному треку, пока не нашёл бы того, после которого новых искать мне бы расхотелось. Обычно это означает две вещи: что меня устраивает результат работы (он соответствует моим ожиданиям или даже превосходит их), и что меня устраивает общение с человеком. Всё-таки мы музыкой занимаемся, это эмоциональная сфера, и нельзя ходить с каменным лицом и "здравствуйте, мне Вас посоветовал Леонид Мишин. Не могли бы Вы свести мою песню?". Какой нахер леонид мишин, когда он твой друг с детства и для тебя он Лёнька? Лично для меня общение и понимание - важны так же, как сами песни.

Я знаю себя. Я перфекционист, как и любой нормальный творческий человек. Мне важны детали. И когда я работаю с другими аранжировщиками, звукорежиссёрами, дизайнерами, я часто ловлю себя на мысли, что парю людей по ерунде. Для меня это важно, а для них сделать дилей на 0.8 дб тише - ерунда. И как бы мы мило не общались на внерабочие темы, факт в том, что никто не любит мозговыносящих клиентов. При этом, я понимаю, что многие произведения требуют совершенства, а совершенство требует времени и многих правок. А время и правки истощают желание специалиста работать с тобой. Чёртов парадокс! Неужели всё теперь делать самому? Хрен!

Я как звукорежиссёр решил этот парадокс переходом на оплату за время. Треки, которые я свожу за стандартное время, идут по стандартной рыночной цене. А треки, где автор наносит правки размашистыми слоями по 10 штук, идут по цене, адекватной вложенному времени. Автор получает идеальный трек, я получаю адекватную плату. Клиент думает трижды, прежде чем написать "давай добавим дилей на припев", а в следующем сообщении "нет, давай уберём", а потом "нет, давай добавим". Когда клиент понимает, что каждое включение-выключение дилея будет обходиться ему в сколько-то рублей, он относится к треку внимательнее и серьёзнее. Все счастливы. Несчастны будут только жлобы, которые хотят заплатить поменьше, а получить побольше. Но они будут несчастны в любом случае, мы не в силах им помочь.

Небольшой совет из жизни. Если вы не знаете, как человек работает со сроками, каким бы вежливым или известным он не был, не вносите предоплату за весь проект сразу (за весь альбом, за весь фильм, за все 3 часа сведения). Двигайтесь по одному треку/шагу/задаче, пока не узнаете человека в деле. Если окажется, что у него всё плохо со сроками, качеством или отношением, представьте, в какой ситуации вы окажетесь, если решите забрать деньги.

Ещё пару лет назад не все мои клиенты были счастливы. Я называл фиксированную цену и бросал шарик на рулетку. Если мне везло с клиентом, и ему нравился трек после первой-второй версии - всё было отлично. Но если клиент попадался с ноткой перфекционизма, я работал в сильный минус. Я ненавидел клиента, я ненавидел песню, я тянул с правками и грешил другими способами. Почему я сразу не перешёл на часовую оплату - я даже не знаю. Все брали 1000 за трек, и я брал. Типа, так принято. А когда возникали сложные ситуации, когда было явно много правок, и клиент сам предлагал доплатить за работу лишь бы я сделал по красоте, я артачился, потому что мол "мы же договорились". Неудобно мне было слово нарушать, видите ли. То есть, напрягать клиента, тянуть и заставлять его каждый вечер мне писать - это мне было удобно. А сказать "давай ты доплатишь ещё, и я с удовольствием всё доработаю" - нет. Тараканы! Из-за которых страдал не только я, дебил, но и клиент. А надо было думать своей головой и придумывать свою систему. Эти вещи приходят с опытом. Поэтому мне сейчас очень приятно работать с профессионалами, которые прошли свои 10 000 часов и разобрались с тараканами. Ибо печальная выходит математика, когда болеет один человек, а страдают все.

Так что, если вас ещё не окружают профессионалы, респектующие вашему творчеству, то надо вписать соответствующий пункт в план развития проекта, чтобы таковых найти)

Доброго здоровьица!

3:30
Mad Meets Devil - Долой креатив!