Ударь меня. Если сможешь

С возрастом я, как, наверное, большинство людей, привыкаю к Качеству. В том числе и в музыке. А музыка - дело тонкое, как Восток, поэтому качество тут присутствует в чём угодно - в текстах, в музыке, в звукоизвлечении, в сведении, в исполнении, в тюне неточного вокала.

И если раньше я мирился со многими вещами, то сейчас я с ними мириться уже не хочу. Вырос. Надоело. Рэпперы, читающие мимо бита, вокалисты, не понимающие, как петь, чтобы слушатель получил удовольствие. Тексты, написанные непонятно зачем, непонятно для кого - и которые в итоге скучно слушать ввиду отсутствия культурной ценности. Но это глобальные косяки, их видно за километр и даже слушатель-немузыкант сразу может понять, умеет петь человек или нет.

А есть ещё мелочи, которые немузыкант не заметит, а я замечу и нахмурюсь. Совершенство складывается из мелочей - сказал несколько лет назад в конце своей статьи никому не известный паренёк под ником Andy Nite. И я с ним согласен.

К таким мелочам можно отнести то, как исполнитель делает вдох. Красиво? Или с хрипящими-сипящими призвуками, более громкими, чем основная акапелла? Или лёгкую, едва заметную шепелявость, как у Джонибоя. Это то, что мешает мне проникнуться его творчеством и стать его окончательным фанатом. И раз уж речь о Джони - я слышу в его голосе какой-то назальный призвук - то ли от хронического насморка, гайморита, то ли от некогда сломанного носа, то ли от врождённых особенностей носовой перегородки (я все эти варианты встречал) - но звук это портит.

Недавно я занялся самообразованием и стал слушать разные альбомы - как знакомых мне исполнителей, так и совсем нет. И добрался я до альбома Триады - Мои глаза открыты (2012). И это был кошмар. Я впервые услышал Триаду в 2005-м, это был Мёртвый город по телеку. Это было круто. Прошло 8 лет - и никакого развития. Их рэп легко удовлетворил мои запросы в 19, но он никак не удовлетворит их спустя 8 лет. Это странно: я развился, а они нет. Как можно 8 лет читать, выпускать альбомы, ездить с гастролями, но не улучшить дикцию? Не изменить схему рифмовки? Не научиться вокалу? При том, что рэп - их основное занятие.

И среди прочих косяков мне бросился в глаза один, который я нашёл сто лет назад, но всё никак не мог его сформулировать и осознать его важность. Особенно он мне бросился в глаза после джонибоевского альбома "Мимо теней", который я уже затёр до дыр.

Я хочу обратить ваше внимание на такую вещь, как ...

Ударение

Несколько аудиопримеров.

0:04
Роман Зейналов - Всё впереди

Нас случай с тАбою свёл, как трек - лучший режиссёр.

Плохо. В чём проблема? Проблема в том, что текст требует, чтобы ударение падало на первый слог (на "то-"), а слово автор туда поставил, в котором ударение не на первом слоге (не важно на каком). Как результат - рассинхронизация ударений - того, которое требуется для качественного исполнения, с тем, которое требуется, чтобы быть русским.

Решение в данном случае элементарнейшее: перестановка слов:

С тобой нас случай свёл, как трек - лучший режиссёр.

И теперь ударение, которое требуется для исполнения, совпадает со словарным ударением - теперь эти два ударения приходятся на слог "слу-" слова "случае".

Не говоря о явном созвучии случай-лучший, которое некоторыми усилиями можно было бы доработать до двойной рифмы.

Нас случай редкий свёл, как трек - лучший режиссёр.

Теперь переходим собственно к Триаде. Вот интересная по посылу песня "Устал". Засэмплирована песня Natasha St. Pier - De Nous, красивая и мелодичная.

0:05
Триада - Устал (1)

Узнал, что Адна череда неудач сменяется другою,

Устал сдаваться до боя.

То же самое. Для грува нужно слово после "что", в котором ударение было бы на первом слоге. Но русский язык и слово "одна", в частности, не согласны с этим. :)

Проблема в данном случае тоже решается элементарно, даже ещё элементарнее, чем в предыдущем примере. Нужно слог "нал" из слова "узнал" держать не одну восьмую, а одну шестнадцатую, и сразу за ним читать "что однА череда...", и тогда ударение встанет где надо. Т.е. это вообще вопрос репетиции - мне чтобы правильно уложить этот текст в бит понадобилось 5 секунд. У Нигатива точно было 5 секунд. Единственная причина, почему он не сделал это - это то, что он об этом не думал и не знал. И подобных сломанных ударений у них по альбому раскиданы кучи! В каждом треке можно найти.

Это то, что понижает уровень исполнителя. Можно было расставить и зачитать слова так, чтобы они красиво ложились на бит. Джонибой и Окси тому прекрасные примеры. Они работают над своими скилами, они не позволяют себе таких недоработок и небрежностей.

0:05
Триада - Устал (2)

Но во что бы то ни стало, надо встать -

Если не мы, то другие зАймут наши места.

Вы уже чувствуете, что слово "займут" не на своём месте? Тут нужно слово "спиздят", т.к. в "спиздят" ударение на первом слоге.

Но во что бы то ни стало, надо встать -

Если не мы, то другие спиздят наши места.

Теперь всё на месте. Когда словесное ударение совпадает с ударением, требуемым ритмикой строки, возникает резонанс, строка начинает жить, а куплет начинает дышать. В нём появляются ямы и пики - и это именно то, что создаёт ритмику текста. Когда словесное ударение не совпадает с ритмикой строки и идёт с ней вразнобой - теряется энергия, строка становится рыхлой, вялой и дилетантской.

0:05
Триада - Устал (3)

На мониторе сменяются цветные таблицы.

Качает нА руках сон, и я дома.

За счёт того, что строка требовала ударение на месте предлога "на", Дино там его и поставил. И как следствие слово "руках" попало в яму - оно всё безударное, прислушайтесь! Получилось слово "наруках". Похоже на имя японской женщины. Качает Наруках сон. Наруках, иди домой, ты пьяна, тебя качает.

Решение?

На мониторе сменяются цветные таблицы,

На руках качает сон, и я дома.

И читать вторую строку нужно будет начать на сильную долю такта. Всё. Получится спокойный ритм, как у Пушкина:

На руках качает сон. Ударения стоят на нечётных слогах - классический хорей, благозвучный и прекрасный, никаких претензий.

0:05
Shot - Обними меня

Обними его, он будет солнцем твАего дня.

Всё то же самое, ничего нового. Можно так:

Обними его, он будет солнцем вАшего дня.

Словесное ударение совпадает со строчным, и возникает резонанс.

Но не только русский рэп не чувствует акценты, словесные ударения и ритмику строки. Я когда-то делал кавер на песню из Нотр Дама, и столкнулся с этим нерусским ударением. В оригинале песня называется Tu vas me detruire - Ты меня разрушишь. Вот так звучит припев в оригинале на французском:

0:11
Notre Dame (fra) - Tu vas me detruire

Почувствуйте ритмику строки, обратите внимание, где стоят сильные и слабые слоги.

Задачей человека, который делал поэтический перевод с французского на русский, было сохранить все акценты всех 40 песен, и притом сделать всё это максимально близко к тексту. Один лишний слог - и вся ритмика летит к чёрту. Поэтому переводчик сделал перевод этого припева, сохранив ритмику текста в ущерб словесному ударению:

0:10
Notre Dame (rus) - Ты гибель моя

WTF?! Ты гибель мАя?? Ты - гибель Мая? Какого Мая? Май погиб? Йиииитить, а пацаны-то не знают!

Решение мне пришло не за 5 секунд. Я сидел недели две, я перебрал ацкую кучу вариантов, из которых сходу вспомню только такие:

Моя погибель.

Она мой дьявол.

Я разрушаюсь.

В итоге я уже сам не помню как, но я просто переставил слова.

Моя ты гибель.

Просто и в точку. Это лучше, чем то, что было. Особенно забавно то, что ударные слоги совпадают с ударными слога оригинала:

Тю ва ман дитрир

Моя ты гибель.

И припев зазвучал по-русски.

Кстати, как эта песня звучит в моём исполнении, можно послушать в моей группе ВКонтакте, в аудиозаписях. http://vk.com/club21571714 Называется "Моя ты гибель".

<update на следующий день>

Ога. Послушал я опять альбом Джони и понял, что я был неправ. В целом он всё расставляет идеально, но в двух местах он всё-таки вляпался в рассинхрон ударений.

0:12
Johnyboy - Вечно горящий дом

КАгда ночь уйдёт, когда засветит солнце,

КАгда зло умрёт, когда исчезнут монстры,

КАгда боль пройдёт и всё поймёшь,

Позабудь ты о прошлом и просто живи красиво.

Решение - например, начать читать "когда" на 1/16-ю раньше. Или переписать "когды" - но тогда проебётся фишка с повтором "когда-когда-когда - тогда". Если бы это был мой текст - я бы сдвинул на 1/16-ю, не стал бы переписывать.

0:06
Johnyboy - Чужеземец

Всё, что я делал, - чИтал рэп, вам разрешая самим

ВыбИрать: слушать или нет, но разрушается  мир.

</update>
<update спустя ещё день>

И снова я ехал, слушал Мимо теней, но теперь моё внимание было окончательно нацелено на поиск рассинхрона ударений. И я их нашёл дофига. Это не бросалось в глаза, как у Триады, и не случайно я при первом написании статьи отнёс Джони к непогрешимым. Но я начал искать и понаходил.

Приведу только один пример, говорящий о том, что Денис просто не знал и не думал об этом резонансе, потому что учитывая его технику - если он что-то захочет сделать, он это сделает.

0:07
Johnyboy - Разрушенный Эдем

Я тот ещё юморист, дайте поручень иль карниз,

Смеясь, я прЫжком вниз покину сей тонущий парадиз!

Мой вариант, русский, правильный с точки зрения правила резонанса, и сохраняющий все слова на местах:

Я тот ещё юморист, дайте поручень иль карниз,

Смеясь, я прыгну вниз, покинув сей тонущий парадиз!

А на следующий пример меня натолкнул один из комментариев, где человек сказал: "Я считаю, что ударения - это дело стиля. Художественный почерк, который критиковать неуместно." Я считаю, что все примеры выше - это ошибки, а не стиль, как ошибкой является неточное интонирование в вокальных партиях. Но идея мне показалась интересной, и я нашёл одно место в треке Джонибоя - Цирк уродов, в котором присутствует рассинхрон ударений, но который лично на мой взгляд, звучит хорошо.

0:11
Johnyboy - Цирк уродов

Ты чё такой шумный, слышь, не кричи, варвар!

К учёбе ты, Денис, относишься пассивно, вон иди!

Стабильного дохода нет, похуй на Кембридж и Гарвард,

Главная заучка класса - лишь кассир в Макдональдсе.

Выделенная рифма, на мой взгляд, звучит намного более приемлемо, чем любой пример выше, хотя явление то же: "не кричи", с ударением на "не", вместо "не кричИ". Похоже, это зависит и от места, где этот приём используется (в данном примере он не внутри строки, а в составе рифмы), и от слова. Потому что в песне "Годы пройдут не зря" Денис пропевает фразу "годы прАйдут не зря", делая ударение не там, где надо, и она звучит не по-русски, даже хотя она вся зарифмована.

В любом случае, момент с резонансом ударений - жидкий и спорный и я бы его не стал делать частью стиля. Это не тот приём, который придаст достаточно узнаваемости, как, скажем, двойные рифмы у Окси или эффект Танира у ... Танира.

</update>

Напоследок хочу сказать, что неправильная расстановка ударений лично у меня сразу вызывает ощущение любительщины и дилетантщины, тогда как правильное их использование - наоборот, показывает хороший уровень владения языком, что всегда создаёт положительное впечатление об авторе. Работайте над подобными мелочами, и однажды вы достигнете совершенства.

Ибо совершенство складывается из мелочей. (C) 2006 Andy Nite


1ntroVert