[RAP, 7/10] Аксива (Небесная Станция) - Лети на огонь

Взял отсюда: http://www.hip-hop.ru/forum/aksiva-nebesnaya-stanciya-leti-na-ogon-391776/

Аксива (Небесная Станция) - Лети на огонь

4:03
aksiva-leti-na-ogon

Общее впечатление 7/10.

Что: абстрактная песня-размышление об отношениях с девушкой и о связанных с этим темах, местами уходящая в жанр "мысли вслух".
Кому: текст адресован девушке. Что касается жанра - есть целый огромный класс людей обоих полов и всех возрастов, которые понимают и ценят подобный жанр, и я в их числе.
Зачем: погрузить слушателя в транс и отвлечь от всего, чем он занимался.

Есть песни, которые я бы приравнял к оружию психического действия. Эта - одна из них. Если ты начинаешь её слушать, ты погружаешься так глубоко, что уже не можешь оторваться. Хитрые хирурги могут в это время вырезать из тебя органы и продать на чёрном рынке, а ты и не заметишь. Конечно, восприятие - штука индивидуальная, кто-то ничего не почувствует от этого трека, но я говорю сейчас о классе людей, восприимчивых к подобному жанру изначально.

Первое, что мы слышим - это минус. Он сразу привлёк моё внимание и начал растворять сознание в самом распрекрасном смысле. По своему минимализму, настроению и мелодиям напомнил Тату - Полчаса. Я считаю, это хороший признак, когда произведение напоминает что-то очень известное. Только, разумеется, - напоминает, но при этом не переходит грань плагиата!

Следующее, что мы слышим, это голос исполнителя. Буквально с первых двух строк понятно, чего примерно ждать от трека. Это как в книгах по психологии - "Первое впечатление человек составляет о вас в течение первых 9 секунд". С песнями то же самое - по первым двум строчкам (5-10 секунд) обычно понятно, что за фрукт перед тобой, и дальше впечатление может только скорректироваться, но принципиально уже не изменится.

    • Конечно, бывают исключения... Точнее, должны быть, но я не встречал :)

Итак, что же нам даёт голос? Очевидно влияние на исполнителя стилей Лок Дога и Dom!no (сильный перекос в пользу Лок Дога). И само наличие этого влияния - признак, что исполнитель учится подражанием, что я одобряю всецело и полностью. Сегодня он использует стиль Лок Дога, завтра он находит свой, послезавтра - изобретает новый стиль! А ещё через день он оденет костюм Дарта Вейдера и захватит мир. Если, конечно, не решит, что ему "и так хватает того, что есть сейчас", как частенько случается.

Данный стиль идеально подходит под выбранный минус. Читка настолько монотонна, что голос уходит на задний план, а минус, мелодически и динамически более разнообразный, становится главным действующим лицом трека. Интересное явление, никогда пока такого эффекта не встречал.

Теперь хочу, во-первых, объяснить, почему я поставил 7/10, а не 10/10, и во-вторых, подумать, что нужно сделать с этим треком, чтобы он стал МЕГАхитом и, срывая башни слушателей, зазвучал на радиостанциях изо всех ларьков и магазинов.

Конечно же, в первую очередь, я обращу внимание на вокал. У исполнителя от природы приятный тембр голоса, и это его пока спасает. Если же мы добавим к приятному тембру получасовую распевку под руководством препода, мы получим охуительный тембр! Сам исполнитель получит более точный контроль над интонациями, ритмом, эмоциональностью, громкостью, жирностью и интимностью голоса. Многое из того, что музыканты пытаются достичь обработками и хитрыми плагинами, достигается получасовой распевкой перед записью. Собственно, это один из китов, отличающих среднюю любительскую запись от средней профессиональной.

Следующий момент - дикция. Вообще, если говорить о читке нашего исполнителя, то она расслаблена, и такой она и должна быть. Но вот конкретно с дикцией это в данном случае (и в большинстве случаев) не прокатывает - какой бы расслабленной ни была песня, дикция всегда должна быть в тонусе. Нельзя позволять дикции быть вялой - это моментально усыпляет слушателя, это физиологический эффект. Как-нибудь напишу об этом, когда будет очередной приступ графомании :)

Для примера послушайте:

2:20: "Станция, прими сигналы мои, отзоВись" - буква "в" звучит немного напоминая английскую "w" в слове "we". Эту манеру издеваться над русской буквой "в" я уже видел у рэпперов тристасимсот раз, и меня эта манерность просто убивает. Но хрен с ним, это мои субъективные проблемы, но что объективно неясно - зачем такое "понтовое" произношение в такой спокойной релаксовой песне? Оно здесь совсем не к месту, здесь бы подошла более ровная, классическая дикция. Это как раз тот случай, когда копируя стиль Лок Дога, исполнитель вместе с младенцем выплеснул и корыто. То есть, наоборот - украл вместе с лошадью и конюшню. Грязную, разрушенную, измазанную конским навозом. Ладно, час деревни ещё будет, там и напишу статью в духе "Стальное вымя".

Однако, "классическая дикция" - хорош термин)) Кто бы мог подумать, что русские рэпперы однажды придумают неклассическую дикцию! Но мы смогли сделать это, нам вообще всё по плечу - мы вон вообще русский рэп придумали. :))

1:26 "Слепая реальность разрушена нашей меЧТой." - Вслушайтесь в буквы Ч и Т. Слышите, как сонно они звучат? Как будто исполнитель читал, лёжа на диване в 6 утра, при том, что лёг в 4.30, в 5.10 уснул. На кухне, на чьей-то хате, под ноги подставив стул. Это плохо! Из-за подобной вялости я заставляю всех, кто у меня записывается, переписывать куплеты целиком. Это одна из ошибок, несовместимых с жизнью.

Это самые очевидные моменты, есть же и более мелкие, на которых исполнителю повезло, и они случайно получились более удачно, чем эти два. Но если ты хочешь стать Мастером, то случайности и удача - одни из твоих главных врагов, потому что вместо собственных скилов они поощряют тебя надеяться на что-то, что от тебя не зависит. Так вот всё это мешает песне подняться на следующий левел.

Далее, припев. Конечно, не хватает полноценного вокала. Вокал на припеве - одна из вещей, дающих репитность даже самой неформатной или просто убогой песне. Если вы вставляете в песню кусок, который слушатель сможет потом напевать - это огромный плюс! Однако, даже если брать тот вокал, который есть у нас, ему явно не хватает обработки мелодайном. Мелодайн через лет 10 станет таким же рядовым и обязательным плагином, как компрессор или эквалайзер. Почему? Потому что он помогает голосу влиться в микс, т.е. помогает сведению! Потому что выравнивая мелкие неточности интонирования, ты делаешь вокал совершенным, и в итоге голос звучит лучше с эстетической точки зрения.

В прошлом разборе я писал о тейках. В этом треке с точки зрения тейков всё записано неплохо, нет очевидных бросающихся в глаза косяков, их пришлось искать :), но можно было сделать лучше.

0:57 "Медленно теряю высоту *выдох*
Твои мокрые глаза" - Выдох есть, а где вдох? Нехорошо. И даже выдох - обрезанный, как американский порноактёр. Тоже нехорошо.

1:18 "Вечнозелёный мир и разум - это необъятный *космос*
Двести миллиардов звёзд" - Где вдох после космоса? :)

1.57 "Сделай вдох, ты рядом с бесконечной весной *вдохи*
Тут миллионы наших слов" - Слово "весной" ещё звучит, а уже пошли вдохи следующего тейка. Так не должно быть. Нет!

Все эти проблемы решаются либо однотейковой записью, что в данной песне более, чем уместно, либо записью пересекающимися тейками, которую я уже описывал.

По большей части эти претензии - к звукарю, потому что это - его работа. Однако, он уже на этапе записи должен знать, что исполнитель должен дополнительно записать. Звукарь должен помогать музыканту, советовать ему и направлять на путь истинный. Но что делать, если исполнитель где-то записал голос сам, а потом послал звукарю на сведение? Или если звукарь так себе? Я рекомендую всем музыкантам потихоньку поднимать свою грамотность в плане звукорежиссуры. Музыка 21-го века требует от музыканта быть больше, чем просто музыкантом. Это не мои теории, это мировая тенденция, и её нужно учитывать, а не игнорить.

И последнее, на что отдельно обратил внимание - отсутствие ударных. Это оригинально, это было одним из решающих факторов, повлиявших на мой выбор именно этого трека, но я бы всё-таки попробовал добавить их, начиная со второго куплета. Какие-нибудь трип-хоповые ударные, покрытые дисторшном, ревером, и загнанные на задний план, чтобы не сильно отвлекать и не нарушать атмосферу.

На сегодня всё. С вами был Зеро. До новых разборок!


1ntroVert