Что общего у мюзиклов и рэп-баттла
Я плотно участвовал в рэп-интернет-баттлах в 2006-2008 годах. Эти 2 года были моей музыкальной школой. Я научился делать минуса, я научился играть на гитаре и немного на клавишах, я научился петь, я научился выражать свои мысли в виде песен. Я захотел стать музыкантом, и я им стал.
Я всегда воспринимал баттлы как способ сделать трек, попробовать что-то, что я ещё не пробовал. Иногда воспринимал как спортивное соревнование. И всегда я негативно относился к идее того, что можно просто писать какой-то дикий бред, особенно оскорбляющий соперника. Это противоречило моему пониманию сути творчества. Я даже в баттлах старался писать полноценные песни и жутко напрягался, когда люди, с которыми я так или иначе был знаком по интернету, сдавали на баттлы диссовый шлак.
Ближе к концу 2012-го года я наконец понял, в чём смысл баттлов. Я понял суть баттл-рэпа. И под "понял" я подразумеваю - научился получать удовольствие. Я понял, как именно нужно слушать баттл-рэп, чтобы получать удовольствие. Я понял, что нужно искать в баттл-рэпе, чтобы он начал цеплять.
И мне это мгновенно напомнило о моих отношениях с моим любимым мюзиклом Notre Dame de Paris. Я рос на Руках Вверх, Иванушках, ДДТ, Кише и дозе рэпа - Эминем, Децл, Легальный бизнес, Каста. С точки зрения музыки вся эта музыка достаточно примитивна. Простые гармонии, простые аранжировки, простые тексты. Потом по телеку начала мелькать Belle - самая известная песня из Нотр Дама. Мы с другом-пианистом её периодически пели у меня дома в белую палочку, но пели больше для прикола, чем потому что нравится песня.
Потом как-то я скачал весь мюзикл, послушал пару раз и удалил. Я вообще ничего не понял. Я не понял, где, от чего и как именно там можно получать удовольствие. Сложные гармонии, нет чётких ритмичных барабанов, нет привычных инструментов, во многих песнях нет припевов. Это выходило за пределы моего понимания музыки. "Такой музыка быть не должна" - думал я. Это плохая музыка. Неправильная. Это неправильные пчёлы. Это был 2002-й год.
В 2006-м я начал писать песни, начал пытаться петь, и естественно, хотел делать это хорошо. Я читал книги по вокалу, искал что-нибудь на ютубе, общался с вокалистами на форумах. Самый часто повторяемый совет был - слушай профессиональных вокалистов и подражай. Мне советовали Кипелова, к примеру. Я слушаю его сейчас, и понимаю, что его вокал очень крут. То же самое я могу сказать про вокал Киркорова. Мне понадобилось несколько лет, чтобы научиться отделять имидж артиста от его навыков. Несколько лет я мучался между желанием назвать его попсой и желанием научиться петь так же.
И тогда же я напоролся на Нотр Дам. Я снова скачал его, начал внимательно слушать, уже зная, что именно я ищу (а искал я мужской вокал, максимально сильный, лёгкий, незажатый и приятный), и я нашёл. Bruno Pelletier - это человек, лучше которого я пока вокалиста на Земле не слышал. Вскоре я пошёл на вокал, где моя преподавательница прокачала как мои навыки, так и моё понимание того, что есть голос, из чего состоит навык пения, и так далее.
Благодаря всем этим знаниям я начал понимать Нотр Дам. Я понял, на что нужно обращать внимание при прослушивании. Я понял, чем круто, когда исполнитель тянет ноту. Я как вокалист понимаю, что просто тянуть ноту - это не так просто, как кажется. И естественно, пока я ничего об этом не знал - я и не мог это по-настоящему ценить. И пока я не умел писать минуса, я не мог полностью оценить задумку, размер, удлиннённые или укороченные квадраты, модуляции и все эти приёмы, которые композиторы используют в аранжировках. Но постепенно я понял, как именно нужно слушать его. Я понял, как именно и от чего именно нужно получать удовольствие. И я начал его получать. :) Нотр Дам - самое сильное, самое профессиональное, что я слышал в жизни. И это при том, что я ещё не всё в нём понял.
Сегодня ночью я выложил наш совместный с Эдди трек на 2-й раунд командного баттла (который можно заценить в нашей группе ВКонтакте), и в комментах отписались люди, которые оценивали баттловый трек с позиций "нормального" творчества. Это точно то же самое, что делал я, оценивая Нотр Дам с позиций Иванушек. Нельзя оценивать чай по критериям, по которым оценивают пиво. Мол, раз чай не пенится и в нём нет градусов - значит, это плохой чай. :)
Что делать в этой ситуации? Мой рецепт: развиваться. Развивать свои вкусы. Расширять свой ассортимент критериев оценки. Например, я не понимаю оперу. Её невозможно оценить с позиции поп-музыки, рэп-музыки, рок-музыки. Я пытался оценить оперу с позиций мюзикла. Ближе, чем поп, но всё равно далеко. Я не понимаю оперу. Но мне это интересно, и рано или поздно я её пойму.