Даже Иисус был занят делом! Так чего же ты сидишь?
Вот, например. Из комментария к одной статье из раздела "Как написать песню".
Я жуткий интроверт. И не люблю общаться с большим количеством людей, в том числе по сети. Однако, я вспомнил фразу одной моей подруги (не знаю где она её откапала): "Всегда делай то, чего боишься больше всего". Конечно, можно утрировать: "Я боюсь высоты, может сигануть с крыши?". Тем не менее мысль подруги придала мне уверенность. К тому же предложение написать письмо выглядит как самопроверка.
Стою я в самом начале пути сочинения. Так уж вышло (ну да, ну да), что я убил много времени на нелюбимые занятия или на безделье из-за неверы в свои силы. У меня возник вопрос: Как поддерживать веру в себя?
И еще один момент. Чтобы написать песню адресатом в 500 человек нужно знать людей, их жизнь, общаться с ними. Если общение вызывает дискомфорт, как этого можно добиться? И как ты сам, будучи интровертом, смог этого добиться? Неужели достаточно найти вдохновение в книгах, музыке других мастеров и т.д.
Искренне, не желающий попасть в категорию "Убийца времени", Андрей.
Итак, жуткий интроверт Андрей. Про страх ты мне вовремя написал. Когда-то я тоже был интровертом. Неожиданное начало, неправда ли?
- Неправда ли, Максим Абрывалин? Есть о чём задуматься и что порасследовать?
Когда-то я тоже был жутким интровертом, и мысли о выступлениях вызывали во мне желание родиться мёртвым. Желание пропустить стаканчик двойной эболы. Желание сесть на велосипед без седушки и
В общем, это был ацкий страх, вы меня поняли. Много лет я жил, скрываясь и убегая от страха. Страха не было, но и жизни тоже. Смысла в таком решении не было - да это вообще не решение. Постепенно я стал вылезать из норы, потому что жажда жить постепенно перевесила желание жить в скучной безопасности.
Пошли концерты. Первое выступление у меня было с Винни да Пухом в 2009-м, где все 5 пришедших на нас человек во время соляка в песне Сам себе режиссёр (в первой версии был соляк после 2-го куплета) начали петь припев. Тогда это был переломный момент для меня. Это как первая кровь для начинающего вампира. Попробовав её - для него больше нет пути назад. Когда написанные тобой слова поют хором - это наркотик. Даже несмотря на волнение на уровне предынфарктного состояния - меня проняло до глубины души.
После 2009-го я вяло и редко выступал то тут, то там, пока в конце 2010-го года не стал выступать примерно раз в неделю. Я приходил, меня трясло, у меня всё сжималось внутри, я потел, во рту пересыхало даже пока я просто сидел в зале ждал своей очереди, и так далее. В общем - страх, что тут рассказывать. Страх он и в Африке страх.
Но я делал это с собой умышленно. На тот момент я знал три принципа, плотно связанных между собой, которые уничтожают страх.
1. Количество переходит в качество.
Чем больше повторов определённого действия ты совершишь - тем более совершенным станет навык. Это касается всего, не только страха.
2. Затирание якорей.
Якорь - термин из нлп, это можно упрощённо назвать условным рефлексом. В нашем случае рефлекс такой: ты думаешь о выступлении (представляешь себя на сцене, на тебя смотрят люди, ты что-то должен им говорить, от тебя чего-то ждут) - и твой организм выдаёт реакцию страха - потливоть, дрожь в ногах, сухость во рту, смешанные мысли и так далее.
Стимул - реакция. Представил - задрожал. Вышел на сцену - пересох.
Рефлекс это условный, иными словами приобретённый, искусственный (не врождённый). Ты жил и постепенно его себе сформировал. И теперь так же постепенно тебе нужно его стереть. Раз за разом проходя ситуацию, которая является стимулом, проходя её очень много раз (привет 1-му пункту), ты уничтожишь реакцию.
В качестве простого примера - возьми песню, которая тебе очень-очень нравилась, прямо срывала крышу. Пару дней репита и все эмоции стёрты. Так работает затирание якорей.
Сделай из рефлекса рутину - и ты его уничтожишь. И не важно что это будет - страх, курение или безответная любовь всей твоей жизни. Уничтожить можно всё.
3. Идти на страх.
Возможно, победить страх можно и без действий, если по много часов в день представлять себя на сцене, и допредставляться до такого состояния, когда это больше не будет пугать, а будет вызывать скуку. Но мне никогда не нравились подобные теоретические методы, даже когда я был забитым чмошником, сидящим в норе. Даже тогда я понимал, что все решения - через действия, а не через философию. Спасибо непонятно кому и чему - но эти кто и что заложили мне эту истину с самого рождения.
Так вот суть пункта в том, что ты должен осознанно входить в ситуации стимула. Ты должен их создавать. Боишься выступлений? Находишь места где выступают и выступаешь. Боишься знакомиться? Идёшь и знакомишься. Со всеми подряд. С бабками в очередях, с соседями, с тёлками, с парнями, с охранниками, барменами, увидел Путина - подошёл и познакомился, взял телефон и написал свой. Чтобы если что - звонил и не стеснялся.
Вот.
Я знал обо всех этих трёх пунктах, я знал на своём личном опыте, как пользоваться каждым из них, и эта попытка победить с помощью их объединения - была моим изобретением. Я чувствовал себя алхимиком, который смешал ингредиенты, которые никто до него не смешивал (смешивали, конечно, просто я об этом не знал).
Что ещё можно сказать про страх. Да, кстати, я отдаю себе отчёт в том, что человек вообще про страх не спрашивал, про страх это так, для начала знакомства было. Но очень в тему вошло.
Есть ещё один универсальный принцип, который тесно связан с принципом количества-качества. Назовём его принципом опыта. Или превосходством опыта над размышлениями.
Опыт в общем случае полезнее/лучше/ценнее/нужнее рассуждений. Практика в среднем лучше теории. Не надо опровергать это рентгеновскими излучениями и прочей ядерной бомбой, мы говорим о психологии, и тут практически всегда работает принцип "лучше попробовать и получить опыт, чем не попробовать и сидеть в сомнениях и сожалениях".
Как это касается страха? Например, так. Ты уже пробовал ничего не делать. Страх прошёл? Нет. Теперь попробуй пойти на страх! Шаг и мат, как говорит один мой знакомый.
Вообще, на тему этого пункта категорически советую фильм Всегда говори да (2008) с Джимом Керри. Фильм обыгрывает охренительно ценный принцип, причём ценный в первую очередь интровертам - которые в естественных условиях развиваются либо медленно, либо никак, и которым нужно встраивать в своё мировоззрение побольше принципов, направленных на вытаскивание себя из скорлупы.
Постепенно мой страх ушёл, вместо него настало спокойствие, потом я начал получать удовольствие и, собственно, миссия выполнена.
Я сомневаюсь, что страх бы прошёл, если бы я не работал над ним. Это, кстати, ещё одна мысль на чашу весов с мотивацией - если ты ничего не будешь менять, всё останется так же. Это хуже, чем если бы всё стало хуже. Потому что если всё становится хуже - постепенно границы зоны комфорта сузятся, затронут тебя, и ты хочешь-не хочешь, но начнёшь дрыгаться. А если ничего не меняется - то ты как Обломов - живёшь, живёшь, живёшь, живёшь, а потом бац и умер.
Что ещё ляпнуть про страх. Цель нужно держать правильную. Я знал, что мне будет на сцене страшно, неудобно, неловко, неуютно. Я знал, что со стороны это будет выглядеть так себе. Я знал, что когда я потом буду смотреть видео, я буду не то, что плеваться, я буду блевать. И я блевал. И в следующую субботу снова шёл. И снова меня кто-то снимал. И снова я смотрел этот видос и снова блевал. И потом снова шёл.
Я шёл фейлить. Я шёл делать опыт. Намного легче делать что-то страшное, если воспринимаешь это как тренировку и заранее даёшь себе право на ошибку.
Страшен человек, который не боится ошибаться. Которому говорят: "Не ходи туда, там дьявол". Но он улыбается, говорит "Щас разберёмся", открывает дверь и заходит в ад. Через 5 минут возвращается потный, расцарапанный, но с подписанным контрактом. И с тех пор он быстро стал писать тексты, у него в глазах загорелся огонь, и он сделал 100 отжиманий. А что в контракте никто не знает, да и какая разница, раз человек пошёл в гору?
А фейлить легко по той простой причине, что всем похуй. Если ты чего-то там боишься в духе "а что подумают" - ты переоцениваешь свою значимость для людей.))) Ты кем себя возомнил? Всем на тебя похуй, расслабься и твори любую хуйню которую хочешь! Мне например тоже похуй на тебя. Да, мне похуй на тебя. Я просто хотел написать пост, а ты подкинул интересную тему. Мне похуй, что ты написал "не знаю где она её откапала", я даже шутить об этом не буду, мне похуй на твои тройки по русскому, на прыщи, на косоглазие, раннее облысение, шепяво-картавость, неудачно сделанную старшей сестрой лоботомию и что там ещё с тобой не так - мне на всё это похуй. Если тебе это мешает быть собой, то это твои проблемы. Если мы будем с тобой общаться, мне всё это мешать не будет. Но мне будет мешать то, что это мешает тебе. Сечёшь о чём я? Расслабься, всем похуй на тебя. Те, кому не похуй, всё поймут и простят. И поржут. Да, скорее всего, сначала поржут. Но потом поймут. Потом простят. А потом им тоже станет похуй.
Я не дождался от зрителей помощи, когда был тонущим на дне... Отбой!
Теперь я пользуюсь чужим равнодушием как оружием в войне с собой!
Теперь по тексту.
"я убил много времени на нелюбимые занятия или на безделье из-за неверы в свои силы. У меня возник вопрос: Как поддерживать веру в себя?"
Как поддерживать? Поддерживать веру в себя очень просто. Поддерживают её растущие успехи в твоей профессиональной сфере. У тебя должно быть несколько дел, в которых ты мастер, либо хочешь мастером стать и чувствуешь, что в итоге станешь, потому что видишь, что это - твоё, видишь свой потенциал.
Я выкладываю песню - читаю комменты, считаю лайки и тащусь. Я выкладываю пост, читаю комменты, читаю личку - и тащусь. Я выкладываю видеоурок и тащусь. Я свожу человеку трек, ему нравится, мне нравится, всем нравится - я тащусь. Я выступаю, люди подпевают - я тащусь. Это моё. Я в этом хорош, это факт. И мне он нравится. И чем дальше - тем я лучше делаю то, что делаю, и тем больше положительной обратной связи получаю от людей, и тем она сильнее в плане крышесноса. Потому что одно дело когда я 10 лет назад выкладывал переделку и показывал друзьям, и мы все понимали, что это звучит как говно, что тут тащит сама идея текст и сам факт что я взял и из нихуя сделал песню. И другое дело, когда я сейчас уже не понимаю, когда я закончил сведение и начал тупо репитить трек))) И естественно, это штырит людей сильнее и они не стесняются это мне писать в комментах. И я их прекрасно понимаю, потому что меня самого штырит так же. Прошли ацкие времена, когда я видел в своих треках кучи ошибок и ничего не мог с ними поделать. Настали времена, когда меня штырят мои треки, каждый из них!!!
Далее о талантах. Я всю жизнь анализировал всё, у меня такой склад ума - это генетика, я палец о палец не ударил, чтобы этот анализ у меня появился. Он всегда у меня был, как руки. Всё, что я делал, чтобы развить его до нынешнего уровня, это пользовался им. Каждый день, каждую минуту. Развивал его с помощью книг, фильмов, тренингов. Я играл в приставки или компьютерные игры и тренировал своё мышление. Это то, что называется словом талант. Это то, что есть у меня с рождения, то, что круто работает, и то, чем мне нравится пользоваться. Тебе нужно найти свои таланты. Когда ты найдёшь их - тебе нужно будет их развить до результатов. Например, вдруг окажется, что у тебя тело классно отзывается на физические нагрузки, и ты за год вялых занятий на турнике накачаешься до охренительного состояния.
Или вдруг в тебе умирает художник? Только учти, что художник - это не интровертное чмо, которое закрылось в заблёванной норе и в бардаке рисует ему одну понятную хренотень. 21-й век на улице. Чем бы ты ни занимался, тебе надо общаться с людьми. Для своего развития. Для связей. Для отдыха. Для работы. Много для чего.
Но тебе надо веру не поддерживать, а сначала создать в себе. И создаётся она именно так - через действия. Ты должен сделать себя человеком. Я на вопрос "Владимир, кто вы?" отвечаю "Музыкант, звукорежиссёр". И если меня попросят спеть или зачитать или свести - я сделаю это на этом же месте в любом состоянии на любом оборудовании. И это ответ не в духе "Извините, так получилось". Я музыкант и звукарь, и я счастлив!))
Вообще, когда ты находишь Свой Путь, то каждый маленький или большой успех будет подпитывать все твои ресурсы - и веру и надежду и силы и всё остальное.
В целом, насчёт "неверы в свои силы". Тебе нужно хорошо прогуглить этот вопрос. Вера это вообще спорная субстанция. Можно не верить, но делать и получать результат. А если ты ничего не делаешь, то вера значения не имеет. Иисус вон сам верил, но ходил на своих двух, исцелял людей, кормил хлебом народ, превращал воду в вино (спаивал народ, сцуко), читал проповеди. Интересно, у Иисуса был в детстве страх публичных выступлений? Как он его поборол? Возможно, он как раз и начал выступать, чтобы справиться со страхом, а потом втянулся, начал превращать воду в вино и понеслась. Даже Иисус был занят делом! Так чего же ты сидишь?
А вот как найти Свой Путь - это да. Это Вопрос. Кстати, если погуглить, можно найти много интересного по этому вопросу. Странно, честно говоря, встречать те же проблемы, с которыми я столкнулся в 2005-м. Я понимал, что в инете должны быть ответы на все вопросы, что инет - это сила, что за инетом будущее. Но это было 10 лет назад, инет был совершенно неразвит. Ни форумов, ни пабликов, ни даже ВКонтакте не было! Не было ни хрена! Я понятия не знаю, как мне повезло напороться на книги Козлова. А сейчас - пошёл в гугл и решил все свои проблемы за 5 часов. Спина только затекла немного)))
Да, я старый хер, готовлюсь быть дедом, тренирую навык брюзжания и старческого бубнежа, не мешайте! :)) В моё время такого не было! Молодёжь распустилась и распоясалась! Школьницы выглядят как шлюхи, шлюхи - как школьницы. Уже не знаешь, то ли деньги предлагать, то ли конфеты.
"И еще один момент. Чтобы написать песню адресатом в 500 человек нужно знать людей, их жизнь, общаться с ними. Если общение вызывает дискомфорт, как этого можно добиться?"
Пока дискомфорт от общения сильнее, чем желание узнать людей, ты не сдвинешься с мёртвой точки. Это как будто ты не можешь подтянуться на турнике, но очень хочешь. Мышцы слишком слабые, но ты хочешь. Не имеет значения, как сильно ты хочешь, и насколько сильна твоя вера. Тебе нужно качать мышцы. В твоём случае - больше общаться. Общайся с учётом вышенаписанного. Общайся ради фейлов. Человек сказал шутку, ты её не понял. Записывай очко. Ты зафейлил, а значит, выиграл. И человек на тебя сразу смотрит как на говно. Записывай ещё одно очко, ты зафейлил дважды и значит, дважды выиграл. Потом придёшь домой, загуглишь шутку, найдёшь ещё 100 таких же, научишься их сам составлять по аналогии. И на следующий раунд. Пробуй, пытайся. Лезь туда, куда тебя не звали. Суй свой нос, где ему не место. Набирай опыт, это твоя основная задача. Ты родился интровертом, а значит, твоя сила внутри. В анализе, структурировании, упорядочивании, выстраивании систем и так далее. В хаосе ты не сможешь существовать, тебе нужна система. Вот и строй её. Ты ведь не случайно оказался в разделе Как написать песню, а именно потому, что даже в таком творческом виде деятельности как написание песен, ты искал систему. Тебе нужно выстроить такую же в нише общения.
"И как ты сам, будучи интровертом, смог этого добиться? Неужели достаточно найти вдохновение в книгах, музыке других мастеров и т.д."
Окружающий мир я впускал в себя с трудом и скрипом.)) И себя в него выпускал так же. Я как в песочных часах - просачивался в него по песчинке, хотя быстрее и проще было бы разбить чёртову колбу.
Вдохновение в книгах и музыке мастеров - это прекрасно, но этого мало. Одна плотно пережитая ситуация даст тебе материал на альбом. Одна неудачная любовь, одна удачная. Что ты умеешь кроме того, как сидеть и печатать текст за компом? Спорт? Ты мастер по настольному теннису? По фехтованию? Из этого можно выжать очень много. Я люблю шахматы. У меня лежит 3 песни про шахматы, всё руки не доходят. И как обычно - там далеко не только про шахматы, как в Кладбище не про место, где лежат умершие люди. Чувства дадут тебе и больше тем-идей и дадут сразу же энергию для воплощения всех этих песен, и дадут правильные эмоции для исполнения. Это не двух зайцев убить, это как кинуть гранату в зайчарню.
Слушал альбом Джонибоя - Холод? Там чуть ли не половина песен про его отношения с тёлкой. У меня за всё время творчества меньше песен про мою любимую депрессию, чем у него на одном альбоме на эту тему! Вот что значит зацепило чувака.
А потом это его отпустило и пошли альбомы с общей темой "Я мегакрут, посмотрите как я мегакрут". Это уже не особо интересно. Или послушай Эминемово творчество. Как его штырят отношения с его женой Ким, что он уже 15 лет читает об этом.)
Я тебе так скажу:
И жизнь и музыка существуют лишь в движении.
Хрен ты сделаешь мега-альбом, сидя в одном помещении.